Рейтинг@Mail.ru
Покровский ушел. Легенда осталась - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Покровский ушел. Легенда осталась

Читать ria.ru в
Дзен
Уходят великие, заканчивая эпоху. Сегодня, на 98-м году жизни не стало Бориса Покровского, человека, ставшего классиком в ХХ веке. Слава богу, он много успел.

Обозреватель РИА Новости Сергей Варшавчик.

Уходят великие, заканчивая эпоху. Сегодня, на 98-м году жизни не стало Бориса Покровского, человека, ставшего классиком в ХХ веке. Слава богу, он много успел.

Именно ему Большой театр (в котором он прослужил с 1943 по 1982 годы, сначала режиссером, а потом, главным режиссером), обязан столь высоким уровнем оперного мастерства своих исполнителей. Среди его постановок такие оперы как  "Евгений Онегин", "Аида", "Фиделио", "Травиата", "Война и мир", "Садко", "Судьба человека", "Свадьба Фигаро", "Руслан и Людмила", многие другие. А в целом за его плечами более 180 спектаклей.

Сталин любил Большой театр, но когда Покровский вместе со своим другом дирижером Кириллом Кондрашиным поставил спектакль, посвященный жизни колхоза, в надежде, что вождь по достоинству оценит сие творение, в середине первого действия, которое было посвящено прославлению Сталина, он покинул ложу.

Как рассказывал сам Покровский: «он встал и спросил: «А когда будет «Пиковая дама»? Это я запомнил на всю жизнь. Сталин уничтожал женщин, детей, уничтожал ученых. Но ведь никто не запрещает дьяволу полюбить Чайковского и «Евгения Онегина».

Именно Борис Покровский был постановщиком оперы "Великая дружба" (1947 год), вызвавшей к жизни печально знаменитое постановление Политбюро ЦК ВКП (б) о формализме в музыке.

Сам Покровский верил в судьбу, которая предначертана каждому, считая, что ему сопутствует удача. В чем, конечно, он был прав. В юности, работая на химическом заводе, он чудом выжил после страшной аварии. Но фортуна ему улыбнулась. Он присутствовал на репетициях Станиславского и Мейерхольда, которых считал своими учителями,  работал с Козловским, Лемешевым, Барсовой и многими другими, завоевав, в конечном счете, непререкаемый авторитет в оперном мире.

Одним из его любимых композиторов был Сергей Прокофьев, после смерти которого Покровский дал себе клятву поставить все его оперы и выполнил это обещание, создав спектакли в Москве, Берлине, Праге.

Он был консервативен, считая, что для оперного театра  нельзя применять понятия индустрии, коммерции или политики. Главное – художественная составляющая, основанная на уважении к отечественной культуре. Что нельзя делать в угоду публике из классического произведения музыкальный анекдот. Ибо, это снижение критериев и упрощенчество, которое неизбежно отразится и в других сферах деятельности.  Не случайно его считали хранителем традиций ХIХ века.

Вместе с тем, Борис Александрович был истинным новатором, создавшим целое направление режиссуры музыкального театра, которое оказало глубокое влияние на отечественную современную оперу. Достаточно вспомнить «Мертвые души» Щедрина или «Отелло» Верди, в постановке Покровского представшие истинными шедеврами оперного искусства.

В 1972 году Покровский создал главное детище своей жизни – Московский Камерный музыкальный театр (МКМТ), в котором поставил такие оперы, как "Не только любовь" Щедрина, "Нос" Шостаковича, "Похождения повесы" Стравинского и другие. МКМТ стал спасением после ухода из Большого театра, в котором многое перестало устраивать его бывшего главного режиссера.

Камерный театр стал своего рода «творческой лабораторией» прославленного режиссера, где он перепробовал практически все: от древнерусской оперы XVII века «Ростовское действо» до современных сочинений, специально написанных в расчете на постановочные требования Покровского. Визитной же карточкой нового театра стала опера «Нос» Шостаковича (по повести Гоголя), которая объездила с ним весь мир.

Он был волшебником режиссуры, бесконечным фантазером, великолепно придумывал и продумывал мизансцены любого своего спектакля. Именно он явил публике потрясающее поколение артистов: Галину Вишневскую, Алексея Масленникова, Владимира Атлантова, Елену Образцову и многих других.

Борис Александрович Покровский был гордостью России. Сегодня он ушел в легенду.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала