Москва надеется на расширение взаимодействия с Германией в сфере евробезопасности, восстановлении отношений РФ и НАТО и ядерном нераспространении, рассказал в интервью РИА Новости официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко в преддверии визита главы МИД ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера.
- Во вторник начинается визит в Москву Вице-канцлера, Министра иностранных дел ФРГ Ф.-В.Штайнмайера. Как в этой связи Вы могли бы оценить нынешний этап развития наших отношений с ФРГ?
- В соответствии с договоренностью Вице-канцлер, Министр иностранных дел Федеративной Республики Германия Ф.-В.Штайнмайер посетит Россию с рабочим визитом 9-10 июня.
Основная цель предстоящих переговоров министров иностранных дел России и ФРГ - содержательное наполнение намечаемой на июль нынешнего года встречи Президента России Д.А.Медведева и Федерального канцлера ФРГ А.Меркель, которая состоится в рамках 11-го раунда российско-германских Межгосударственных консультаций на высшем уровне с участием членов правительств двух стран, сверка позиций по широкому кругу актуальных вопросов глобальной повестки дня, европейской политики и двусторонних отношений, рассматриваемых на регулярной основе в рамках интенсивного российско-германского политического диалога.
Российско-германские отношения развиваются поступательно. В основе равноправного и уважительного сотрудничества – настрой на поиск коллективных ответов на вызовы безопасности, сотрудничество в рассмотрении проблем общеевропейского и мирового развития в эпоху глобализации, прагматический учет взаимных интересов, переплетение и дополняемость экономических потенциалов двух стран, общность истории и культурно-психологическая совместимость россиян и немцев в интегрирующейся Европе.
- Каковы основные направления внешнеполитического взаимодействия России и ФРГ?
- Накопленный потенциал взаимного доверия позволяет России и Германии действовать скоординированно при рассмотрении ключевых проблем актуальной международной повестки дня, включая перестройку на основе принципов многосторонности мировой финансовой архитектуры и системы евроатлантической безопасности. Наметившаяся трансформация системы международных отношений и мирохозяйственных связей открывает для двух стран дополнительные возможности для сближения позиций и расширения поля сопряжения интересов, в том числе применительно к ключевым задачам обновления общеевропейской архитектуры безопасности, укрепления региональной стабильности, восстановления позитивного потенциала отношений Россия-ЕС, Россия-НАТО. При всех различиях, касающихся ряда конкретных аспектов движения к указанным целям, Россия имеет в лице Германии, выступающей влиятельным членом ЕС и НАТО, серьезного партнера, проводящего в международных делах ответственную политику.
В этой связи рассчитываем, что широкое «окно» возможностей для углубления сотрудничества с ФРГ просматривается по таким направлениям, как подготовка и содержательное наполнение решений саммита «Группы восьми» (Италия, 8-10 июля), продвижение инициативы Президента России о заключении Договора о европейской безопасности (ДЕБ), восстановление отношений Россия-НАТО, развитие отношений Россия-ЕС, возвращение на передний план большой политики проблематики разоружения и контроля над вооружениями, включая восстановление жизнеспособности режима ДОВСЕ, меры по укреплению режима нераспространения ОМУ, выход на переговоры по поиску политико-дипломатического урегулирования ядерных проблем Ирана и Корейского полуострова. Это касается и темы реформирования и укрепления ООН, проблематики ближневосточного урегулирования, стабилизации и восстановления Афганистана, борьбы с пиратством в районе Африканского Рога, международным терроризмом, организованной преступностью и незаконным оборотом наркотиков, другими глобальными и региональными вызовами и угрозами. В числе тем для открытого диалога, обмена аргументами, продолжения поиска точек соприкосновения и сближения позиций – программа «Восточного партнерства» ЕС, реформирование ОБСЕ, Косово, постконфликтная реабилитация региона Грузии, Абхазии и Южной Осетии, «замороженные конфликты» на пространстве СНГ, включая Нагорный Карабах, Приднестровье.
Важное значение имеет также задача закрепления за «Группой двадцати» координирующей роли в усилиях по преодолению глобального финансово-экономического кризиса и созданию системы надежных гарантий его неповторения в будущем. В этом контексте у нас позитивно воспринята инициатива германской стороны о разработке в рамках подготовки к намечаемому на осень этого года очередному саммиту «Группы двадцати» Хартии устойчивого развития, в которой были бы кодифицированы принципы, сформулированные лидерами в итоговых документах встреч в верхах в данном формате, состоявшихся в Вашингтоне (15 ноября 2008 г.) и в Лондоне (1-2 апреля 2009 г.).
- Под каким углом зрения планируется рассмотрение проблематики обеспечения энергобезопасности в Европе?
- Весомым вкладом России и Германии в решение проблем глобальной и общеевропейской энергобезопасности является совместное продвижение проекта строительства газопровода «Северный поток», сооружение которого укрепит гарантии надежного энергоснабжения Европы на долгосрочную перспективу. Январский кризис с транзитом российского газа через Украину подтвердил приоритетность проекта СЕГ, его безальтернативность и экономическую обоснованность.
С учетом роли ФРГ в качестве приоритетного и надежного партнера России в сфере энергетики и развития обмена мнениями по различным аспектам надежного энергоснабжения Европы, состоявшегося на недавнем саммите Россия-ЕС (Хабаровск, 20-21 мая с.г.), акцент в диалоге будет сделан на продвижении предложений Президента России по пересмотру устаревшей и неработающей в новых условиях Энергетической Хартии, комплексно сформулированных в «Концептуальном подходе к новой правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетики».
- Каким аспектам двустороннего сотрудничества будет уделено приоритетное внимание в ходе предстоящих переговоров в Москве?
- По двустороннему блоку будет проанализирован ход реализации принятых на высшем уровне решений о придании российско-германскому взаимодействию качества «партнерства для модернизации». Цель принимаемых в этом контексте усилий – интенсификация и повышение практической отдачи от сотрудничества для экономической и социально-гуманитарной сфер, в области науки и техники, а также применительно к таким блокам, как демографическая политика, здравоохранение, энергоэффективность, академические обмены. В более широком плане речь идет о форсировании перехода в двустороннем формате от традиционных, преимущественно торговых форм взаимодействия к научно-технологической, производственной и инвестиционной кооперации. Большое значение в этом контексте принадлежит знаковым инвестиционным проектам-«маякам» в энергетике, транспорте, авиакосмической и автомобильной промышленности, сельскохозяйственном машиностроении, жилищно-коммунальном хозяйстве, в сфере здравоохранения, подготовки управленцев для государственной службы и корпоративного сектора, повышения квалификации инженерно-технических кадров.
Актуальность поставленных задач по диверсификации сотрудничества подтверждает обусловленное влиянием глобального финансово-экономического кризиса снижение по итогам I квартала нынешнего года на 30-50% объемов двустороннего товарооборота, которое в целом укладывается в тенденцию развития ситуации на всех международных товарных рынках. С учетом большого значения динамики внешнеэкономических и инвестиционных связей с ФРГ (в 2008 году ее доля в российском импорте составила 12,8%, в экспорте – 6,9%), в том числе на этапе выхода из кризиса, могут понадобиться меры по их поддержке с привлечением ресурсов по государственной линии. Это касается и реализации заключенных отечественными компаниями контрактов на поставки из ФРГ производственного оборудования, поддержка которым может быть оказана на основе принципов их коммерческой проработанности и экономической обоснованности в новых рыночных условиях. Приоритет будет отдан проектам в сфере высоких технологий, научно-технической кооперации и инноваций. В этом плане важная роль отводится действующей под эгидой Минэкономразвития России Рабочей группе высокого уровня по стратегическому сотрудничеству в области экономики и финансов (СРГ). Еще одна тема первого плана – привлечение российского капитала в испытывающие в связи с кризисом затруднения германские высокотехнологичные компании.
Будет проанализирован ход осуществляемой на межведомственном уровне многоплановой работы по развитию договорно-правовой базы развития российско-германских отношений. На направлении научно-технических и культурно-гуманитарных связей акцент предполагается сделать на завершении работы над обновленным межправительственным соглашением о научно-техническом сотрудничестве, ускорении переговоров и согласительных процедур по тексту межправительственного соглашения о статусе и условиях деятельности культурно-информационных центров России и Германии. В свете инициативы партнеров по открытию в Москве Германского дома науки и инноваций (ГДНИ) будут рассмотрены аспекты подведения под данный знаковый проект надлежащей юридической основы.
В связи с предстоящими в 2009-2010 гг. «круглыми датами» совместной истории, предполагается продолжить обсуждение в рамках курса на историческое примирение россиян и немцев программы совместных мероприятий, посвященных 70-летию начала Второй мировой войны, 20-летию объединения Германии и 65-летию Победы над нацизмом.