Художественная и архитектурная общественность России отметила пятидесятилетие Дмитрия Швидковского, ректора МАРХИ, вице-президента Российской академии художеств.
О юбиляре говорит заслуженный деятель искусств, член-корреспондент Российской академии художеств, профессор Андрей Золотов (ст.), советник главного редактора РИА Новости.
Владимир Васильевич Стасов не жаловал слово «праздник». Ему слышалась в «празднике» – «праздность», им лично решительно отвергаемая.
Однако «праздник» может прийти и к истинному труженику, истинному таланту, личности, растворенной в заботах не о себе, равно сосредоточенной на личном творческом высказывании и живом восприятии, глубинном целостном постижении всего, что происходит в культурном процессе.
Нам дан такой праздник – пятидесятилетие – всего лишь пятидесятилетие! – академика Дмитрия Швидковского, выдающегося искусствоведа и критика, историка и теоретика архитектуры, деятеля высшей школы, художника по самому составу души.
Дмитрий Олегович Швидковский – вполне состоявшаяся творческая личность – признан, но при этом вряд ли исчерпывающе воспринят и осознан.
О признании говорят многочисленные знаки уважения и столь же многочисленные отличия. Швидковский – Вице-президент и Академик-секретарь отделения искусствознания и художественной критики Российской академии художеств, член Совета по культуре при Президенте Российской Федерации, академик и член президиума Российской академии архитектуры и строительных наук, член целого ряда зарубежных академий в области искусства, архитектуры, доктор искусствоведения, профессор, лауреат Государственной премии России, заслуженный деятель искусств России, наконец, с недавнего времени, новоизбранный ректор знаменитейшего Московского Архитектурного Института (МАРХИ).
Наверное, я здесь не все перечислил. Не назвал множества научных трудов и статей Дмитрия Олеговича, в том числе, фундаментальное исследование о работавшем в России английском архитекторе Чарльзе Камероне… Но все эти сведения возможно, при желании, получить в интернете и специальных справочных изданиях – сейчас речь о знаменательной личности в современном российском искусстве и культуре.
В отечественном искусствоведческом мире, разнообразно талантливом, противоречивом и многоликом, время от времени возникают синтезирующие многое из многого и знаменующие собой новый этап в отношениях искусства и общества знаковые творческие фигуры, чрезвычайно влияющие на самый ход художественного процесса. И в то же время, совсем нередко такие люди пребывает в скромном «рабочем» обличии.
Дмитрий Швидковский – такая фигура, такая личность. Он потомственный искусствовед - его отец, Олег Швидковский – авторитетнейший исследователь и практик архитектуры; мать, Вера Николаевна, из рода Мамонтовых, и по сей день преподает в МАРХИ.
Дмитрий Олегович Швидковский оказался, в определенном смысле, всеобъемлющей художественной натурой, способной к точным наблюдениям и прогнозированию художественной и общественной реальности, наделенный к тому же «действенным разумом», то есть способностью и возможностью находить разрешения различных сложнейших ситуаций в практической жизни творческой среды и художественного образования. Оттого его избрание, совсем еще молодым, в члены-корреспонденты, а затем и действительные члены Российской академии художеств стало событием не только в личной творческой биографии Дмитрия Швидковского, но и в жизни Российской Академии художеств.
Как Академик-секретарь отделения искусствознания и художественной критики, а затем и Вице-президент Академии художеств Швидковский – в ближайшем сотрудничестве с Президентом Академии Зурабом Константиновичем Церетели – сформировал цельный «корпус» научно-исследовательской деятельности Академии художеств как непременной составляющей системы государственных Академий наук.
В среде художников и искусствоведов Швидковский – художник по своему мироощущению и способу общения с создателями искусства. Его практически необъятный художественный и культурный кругозор не подавляет, но, восхищая, радует и умиротворяет надуманные и реальные страсти внутри художественной среды и включает идеалы искусства в систему повседневных жизненных постулатов.
Надо побыть однажды в обществе Дмитрия Швидковского в филармоническом концерте, в опере, на балетном или драматическом спектакле, чтобы оценить его культурное и человеческое расположение к тем, кто создает искусство, кто ему честно и высоко служит, но прежде всего к искусству изначальному, не зависящему в итоге от интерпретирующей его реальности.
Применительно к Швидковскому можно говорить о присущем ему «чувстве реальности». А это, по замечанию одной из героинь фильма Ингмара Бергмана «Осенняя соната» - «редкий дар - им обладают немногие».
Московский архитектурный институт, избрав академика Швидковского своим Ректором, высказал надежду на новые интеллектуальные высоты и художественное совершенствование архитектуры и архитектурного образования в России.
Для Академии художеств Вице-президент Дмитрий Швидковский – содержательное воплощение действенной линии заботы об искусстве в его историческом и актуальном претворении.
Я думаю, что Дмитрий Швидковский в своей скромности, энциклопедичности знаний и государственном мышлении (коль скоро оно призвано осмыслять возможности культуры в существовании и развитии современного общества) – уникален.
Однако уникальность его знаменует собой, прежде всего, глубинную потребность современной отечественной культуры в подвижниках-просветителях, подвижниках-исследователях и подвижниках-организаторах самого культурного процесса, формирующего и атмосферу нынешнего времени, и среду обитания будущего.
Реалист в современной художественной и общественной ситуации, реалист в сложнейший драматический период «перестройки» высшего образования, романтический реалист в эпоху «пост» – «из нонешних будущий» (как говорит о себе словами Мусоргского важный персонаж «Хованщины»).
Для более развернутой формулы-характеристики жизни в искусстве Дмитрия Олеговича Швидковского есть ещё много времени, а пока, по случаю его пятидесятилетия, скажем только: 5:0 в пользу Швидковского.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции