В апреле 2009 года распоряжением премьер-министра Владимира Путина на широкое обсуждение был вынесен антикризисный план российского правительства. В обсуждении должны были принять участие все органы исполнительной власти на местах, общественные организации и бизнес-структуры. Не менее активное обсуждение антикризисных мер идет и в прессе. Интернет-библиотека СМИ Public.Ru провела исследование экспертных мнений высказанных в российских центральных и региональных СМИ об Антикризисной Программе Правительства РФ (АПП). Период исследования с 01 – 30 апреля 2009 года. Исследование проводилось по центральным и региональным печатным СМИ России (более 2000 источников), из фондов Public.Ru.
Всего в исследуемый период по теме «Антикризисная Программа Правительства» было опубликовано 1660 статей. В исследовании учитывались экспертные мнения и комментарии политиков, экономистов, политологов, бизнесменов, общественных деятелей принявших участие в обсуждении АПП на страницах прессы.
Сразу хочется отметить, что центральная пресса гораздо активнее именно обсуждала предложенную программу, в то время как более 87% региональной прессы ограничивались нейтральными новостными сообщениями о проходящем в области обсуждении АПП.
Отрицательное отношение к предложенной программе высказали порядка 62% респондентов в центральной прессе и 52% в региональной.
К недостаткам программы эксперты относят следующие моменты:
- более 75% из скептически настроенных экспертов отметили, что «… в программе не прописано самое главное - механизм ее реализации…», «… полное отсутствие критериев и гарантий ее исполнения …». А также, по мнению специалистов, «… в программах обычно указываются сроки исполнения предлагаемых мер, ответственные, затраты, в данном варианте ничего подобного нет. Программа представляет собой декларирование намерений правительства»;
- около 65% респондентов отмечают, что «в антикризисном плане сделан недостаточный акцент на противодействии инфляции»;
- чуть меньшее количество специалистов (около 60%) говорят об отсутствии в программе реальных мер по решению проблем занятости населения. По их подсчетам «… государство заявило в программе, что будет решать проблему занятости, но на деле может помочь лишь 5% безработных». Также эксперты «… не увидели в программе инструкций для тех людей, по кому кризис уже прошелся паровым катком: тех, кто уже уволен или стоит на грани увольнения, тех, кого уже серьезно сократили, кому срезали зарплату, то есть кому уже плохо», «из реальной помощи населению предусмотрены только дополнительные индексации пенсий и пособий по безработице»;
- около 50% специалистов затронули проблемы налогообложения. Как отметили эксперты, несмотря на то, что «… в Программе отмечается снижение налоговой нагрузки. Де-факто "по-крупному" оно свелось к некоторому снижению налога на прибыль, повышению разрешенных амортизационных отчислений и незначительному упрощению уплаты НДС». По их мнению, «эффективность этих мер невысока, поскольку в условиях кризиса значительная часть предприятий стала убыточна и налог на прибыль не платит вовсе» и «снижение налоговой нагрузки для большинства отраслей (в частности, снизить размеры базовой доходности по ЕНВД в 2-3 раза, ставку НДС - до 10-12 процентов) дало бы многократно больший эффект в части поддержки предприятий по сравнению с точечными финансовыми вливаниями в отдельные компании, выбранные по неясным и непрозрачным процедурам», кроме того, была высказана идея временно освободить от налогов предпринимателей, которые работают в социально значимых сферах;
- около четверти экспертов озабочены тем, что обещанное реальному сектору экономики субсидирование процентных ставок по кредитам не снимает проблему получения кредитов, т.к. из-за ухудшения финансового состояния заемщиков, возросших рисков невозврата, банки резко сократили объемы кредитования вообще. По мнению этой части специалистов «…ничего не делается, чтобы была опущена грабительская ставка банков по кредитам. Пока этого не произойдет, все меры по поддержке экономики будут бесполезны», «… по-прежнему нет ни слова о том, как предприятиям реального сектора экономики получить доступ к тем миллиардам, которыми государство "накачало" банковскую систему»;
- около 15 % респондентов обратила внимание на краткосрочность антикризисного плана. Эксперты обращают внимание на то, что «… стратегия охватывает только 2009 год, в то время как другие страны имеют планы действий и на 2010 - 2011 годы»;
- примерно 8% обращают внимание на то, что «… обещанные в Программе ускорение модернизации экономики и переход к инновационному росту вообще не нашли своей реализации в наборе планируемых конкретных мер» и «…из тех триллионов, которые государство вольет в экономику, ни одной копейки не заложено в инновации, науку и образование».
В поддержку предложенной правительством Программы антикризисных мер в центральной прессе высказались 31% экспертов, а в региональной 45%.
Абсолютное большинство (порядка 90%) экспертов, положительно оценивших антикризисные предложения правительства, в качестве сильной стороны отметили, что «… в Программе антикризисных мер, принятой Правительством России на 2009 год, акцент сделан на социальную поддержку граждан и выполнение публичных обязательств власти перед населением. Несмотря на финансовые и экономические трудности, в качестве самых эффективных вложений рассматриваются инвестиции в социально значимые сферы».
Около 60% согласны с Программой в части необходимости развития внутреннего рынка и финансовой системы.
Самое лучшее в антикризисной программе отмечают 40% специалистов, то, что ее вынесли на публичное обсуждение: «… нынешний план не просто был опубликован на сайте правительства, но также снабжен специальной формой для внесения предложений и поправок».
Порядка 30% экспертов, поддерживающих планы правительства считают, что Программа «подготовлена с учетом реальной ситуации на местах» и, по мнению этой части экспертов, «какой бы из разделов Программы мы ни взяли - то ли ее приоритеты, то ли вопросы, связанные с поддержкой отдельных отраслей экономики, то ли сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала и особенно связанное с реализацией антикризисных мер в субъектах Российской Федерации, - все написано абсолютно профессионально».
Программные тезисы - усилить государство лишь на время кризиса и не поддерживать неэффективные предприятия за счет налогоплательщиков выделяют, как положительные около 10% комментаторов.
Нейтральных высказываний в прессе совсем немного: около 7% в центральной и 3% в региональной. Эксперты назвали общий пакет мер «вполне разумным», посчитали, что Программа «носит в целом сбалансированный характер» и отметили необходимость «набор мер подкреплять внятными действиями с коррекцией проводимого курса».