Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Большая Европа идет на выборы в Европейский парламент. Поскольку Большой Парламент действительно велик, то выборы будут проходить с 4 по 7 июня, когда к вечеру и объявят первые итоги голосования. Евросоюз, конечно, не Индия, где выборы длятся почти месяц, но четыре дня - тоже немало. В Брюсселе, кстати, любят упомянуть, что после Индии ЕС – это самый многочисленный демократический электорат мира, почти 375 миллионов зарегистрированных избирателей (в Индии их почти 700 млн, а Китай в Брюсселе не считают демократическим).
На этом, правда, сравнения заканчиваются. В том числе и потому, что, кроме непосредственно участвующих в процессе политиков, партий и кандидатов, Европу совсем не трясет от жажды волеизъявления и вообще от предвыборной лихорадки.
Если верить прогнозам, то участие в выборах будет самым низким со времени первого голосования в Европарламент в 1979-м году – тогда, на чистом энтузиазме кажущегося обновления, более 60% европейцев пришли к избирательным участкам. В 2004-м году в выборах участвовало уже чуть больше 40%. В этом году, как полагают, процент участия будет в среднем 30-35%. И подняться он может выше только по причине «протестного голосования». И чем больше европейцев всех политических окрасок и национальностей потянется к избирательным участкам, тем большую тревогу стоило бы испытывать старому европейскому политическому истеблишменту.
Для политиков, партий, депутатов и кандидатов выборы в ЕП могут стать началом целой череды неприятных сюрпризов, после которых их карьеру уже будет бессмысленно сдавать в химчистку. Хотя Европарламент и невесть какой орган (он даже не обладает правом законодательной инициативы), и процент участия ожидается крайне невысокий, но как сигнал того, что надвигается на страны ЕС в национальных масштабах – выборы чрезвычайно важны.
Европейцы, из тех, что решат голосовать, выскажут, прежде всего, свое отношения к правящим партиям. По прогнозам почти всех экспертов, по всей Европе все правящие партии на выборах потеряют значительное число голосов. Все это – результат экономического кризиса и недоверия избирателей. А мелкие партии, включая «зеленых» и националистов, напротив, наберут вес.
Самый большой удар, похоже, придется перенести Лейбористской партии Британии и ее премьеру Гордону Брауну. Британия, вместе с Нидерландами, будет голосовать 4 июня, поскольку она совместила выборы в ЕП с муниципальными. Лейбористам предрекают сильнейшую взбучку и на первых, и на вторых выборах.
Похоже, что их партия в ЕП скатится на третье место по числу депутатов (после консерваторов и партии «независимости»). А это будет означать приближение заката карьеры британского премьера. Дело сейчас дошло до того, что в палате общин, по инициативе либералов и «независимых», уже инициировано на следующую неделю начало дебатов по проведению в стране досрочных всеобщих выборов уже осенью этого года.
По большому счету, голосование на выборах в «европейский Вавилон» - довольно странная штука. Европейцы вообще, за исключением самых политически активных и по-брюссельски продвинутых, не совсем представляют, за что они, собственно, будут голосовать. В Европе и до этого было очень смутное представление о том, что такое есть Европарламент. По ошибке многие европейцы сравнивали его с собственными национальными парламентами: мол, то же самое, только побольше. Это совсем не так. А после многочисленных реформ, после принятых, проваленных и снова предложенных «конституций» (как, например, последний вариант – Лиссабонский договор о реформе ЕС) уже мало кто и скажет, сколько депутатов было избрано на последних выборах 2004 года, сколько их сейчас и сколько их останется, если Лиссабонский договор все же будет одобрен.
Разобраться в том, сколько в ЕП депутатов, может, не сломав себе шею, только очень и очень образованный человек. Судите сами. Последний раз на выборах 2004 года в ЕП было избрано 732 депутата. Но заседало в нем к выборам этого года 785 человек – после 2007-го к ЕС присоединились Румыния и Болгария, и им было «отпущено» определенное число мест. По нынешним правилам, в ЕС будет избрано 736 депутатов. Но эти правила снова сменятся, после того как (и если) будет принят Лиссабонский договор. Тогда в ЕП будет 751 депутат. Но в связи с тем, что председатель не имеет права голосовать (хоть и избирается), на самом деле там будет 750 полностью функциональных мандатов.
Тот, кто придумывал властные органы Европейского Союза, точно не мог сделать это без помощи дьявола или брюссельской бюрократии (что, впрочем, в глазах многих европейцев почти одно и то же). Во всяком случае, без дьявольского наущения нельзя было бы так запутать распределение полномочий и функций внутри ЕС.
Начать с того, что в ЕС фактически существует двухпалатный парламент. Роль верхней палаты выполняет Совет Европейского Союза, который неофициально именуют еще и «Советом министров» и в котором периодически заседают то министры иностранных дел, то сельского хозяйства, то экономики, финансов, внутренних дел, рыболовства и т.д. «Совмин ЕС» имеет одновременно и исполнительные, и законодательные функции. Он и корректирует Европарламент. Последний вроде и влияет на бюджет ЕС, но только не на его «обязательные расходы» типа расходов на сельское хозяйство, а это – львиная доля бюджета.
ЕП, правда, контролирует подбор еврокомиссаров – членов Европейской комиссии (правительства ЕС), и может «прокатить» их по отдельности или скопом. Но до этого дело еще ни разу не доходило. Всегда удавалось вовремя договариваться.
В результате всей этой неразберихи внутри ЕС складывается совершенно парадоксальная ситуация. Большинство (56%) всех жителей большой коммунальной квартиры «Европа» поддерживают ЕС и верят, что он дает шанс преодолеть негативные последствия глобализации и мирового экономического кризиса. Но в то же время почти такое же большинство – 53% - либо ни в грош не ставят способности европейского парламента, либо не уверены, что он на что-либо может реально повлиять.
И все недолюбливают MEPов (английская аббревиатура «член европейского парламента») за то, что они очень уж много получают, имеют много льгот, большие пенсии, права на большие транспортные и иные расходы. После нынешних выборов MEPам будет установлена фиксированная зарплата в 7 тысяч евро в месяц или почти 90 тысяч в год. Это вроде не так и много. Но с учетом всего содержания, пенсионных отчислений, социальных льгот на каждого из них ЕС будет ежегодно тратить почти 350 тысяч евро.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции