Михаил Коваль, 47 лет, инвалид с детства. За четыре дня он в одиночку на старой "праворукой" "Тойоте" проехал от Новосибирска до Москвы. Просто проверил, по силам ли человеку с ограниченными возможностями самостоятельно преодолеть путь в 3,5 тысячи километров. Оказалось – возможно.
"Я не доказывал свои возможности - они мне известны. Задача была в том, чтобы другие инвалиды тоже захотели и попробовали путешествовать, как многие здоровые люди, а ситуация с точками на трассе - им в помощь".
Во время путешествия Михаил провел исследовательскую работу, он буквально "инспектировал" все общественные места в пути следования на их пригодность и комфортность с точки зрения колясочника. Все фотографировал и записывал.
Из дорожного дневника Михаила Коваля:
"В первый день я проехал Омск и чуть больше 100 км после Омска. Пройдено около 700 километров, встретились 18 АЗС в Новосибирской области, в 9 случаях отказались помочь заправить машину. 23 АЗС в Омской области. Отказ в 12 случаях. Ни одного доступного мотеля или кафе. Ночевал на заправке Сибнефти.
За второй день Аббатское, Бердюжье, Курган, Челябинск, Златоуст, Сим. Где-то от Златоуста проверка заправок была прекращена. Общая ситуация была понятна и не менялась. К тому же ухудшилась погода, стало не до проверок и просто хотелось скорей доехать".
За рулем Михаил чувствует себя человеком с НЕограниченными возможностями. Его автомобиль даже не оборудован специальными в таких случаях приспособлениями, просто в левой руке у него – руль, а в правой – палка, которой он давит то на тормоз, то на газ.
Автомобилем Коваль управляет мастерски. По загруженной легковушками и фурами федеральной трассе он идёт с уверенностью опытного водителя. Да и в транспортном потоке столицы Коваль не терял самообладания. Но рассказывать о себе и своих открытиях Михаил не любит: "Да, проехал. Да, проверил. Ну, а что в этом такого? ", – искренне удивляется.
Экспериментальный автопробег начался в полдень в центре Новосибирска. Уже через три сотни километров Михаил понял, что его предприятие столкнулось с неожиданными препятствиями: "королевы бензоколонок" - заправщицы - на АЗС федеральных трасс отсутствуют как класс.
Нехитрое вроде бы дело – залить полный бак бензина, но работники АЗС не спешили помочь необычному путешественнику, то ли будучи нагруженными служебными инструкциями, то ли из каких-либо других соображений. Да и кому придёт в голову, что синим седаном управляет колясочник, которому выход из автомобиля дается с трудом и занимает минут 30.
Тысячи километров дорог, десятки гостиниц и автозаправок, и только в единичных местах есть "точки", действительно приспособленные для инвалидов-колясочников, даже элементарные пандусы и перила на всем пути следования до сих пор из разряда роскоши. Или еще хуже – пандус на входе есть, но к нему на коляске не подобраться! При этом прошло уже 14 лет с момента принятия в России закона "О социальной защите инвалидов".
Справка:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ
О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 15. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Статья 16. Ответственность за неисполнение обязанностей по обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Организации <...>, не выполняющие <...> мер по приспособлению действующих средств транспорта, связи, информации и других объектов социальной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, отчисляют в соответствующие бюджеты средства, необходимые для удовлетворения потребностей инвалидов, в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при участии общественных объединений инвалидов. Указанные средства используются целевым назначением только на осуществление мероприятий по приспособлению объектов социальной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами.
"Пару раз в пути, конечно, встречались, места отдыха для автолюбителей с ограниченными возможностями, где были построены и пандусы и туалеты, но... " - с сожалением, отмечает Михаил, - «но такие места попадались лишь днем, поэтому приходилось ночевать в машине". Детали и специфика такого «ночного отдыха» в его заметках.
Из дорожного дневника Михаила Коваля:
"Где-то от Златоуста начали появляться доступные кафе. Появились и мотели, без пандусов, но на одном уровне с дорогой. Внутрь не заходил, так как они попадались днем, а я предпочитал ехать, пока светло. Выходить по большей части просто бессмысленно. То к окошку заправщика не подняться по ступенькам, то заправочный пистолет не взять – не дотянуться. В кафе и мотелях та же тема. Так что – сидим в машине. Спать в машине типа «седан», конечно, не очень удобно. Когда затекали ноги, укладывал их на руль".
На второй день пути Михаил все-таки решил нормально пообедать, остановился и предпринял попытку выйти из машины. Увидев необычного посетителя, работники кафе проявили желание помочь, но когда официанты поняли, что для Михаила выход из машины - целая «церемония», то ограничились тем, что принесли ланч в машину.
Факты. За 4 дня пути взрослый мужчина съел: один полноценный обед, полпачки галет, пару пирожков и несколько кусков колбасы и выпил лишь необходимый минимум воды. Машину не покидал. С туалетом были большие проблемы. Спал в машине.
Мише был год с небольшим, когда стало ясно, что мальчик обречен передвигаться на костылях и в инвалидной коляске. "Так получилось, будем думать, что можно сделать" - эти слова родителей надолго стали ключевыми, их простой житейский смысл Михаил буквально впитал.
К 13 годам Михаил начал понимать, что он должен научиться делать все сам. В 18 получил автоправа и сел за руль «Запорожца», который ему купили родители. Правда, с выбором будущей профессии все было куда сложнее. В приёмной комиссии вуза парня ошеломили заявлением, что "юристов на костылях не бывает", и откровенно посоветовали не занимать чьё-то место.
Итог - на вступительном сочинении Михаила Коваля цинично "срезали". Через год абитуриент в коляске сделал вторую попытку "занять чужое место" - итог тот же. В результате Михаил закончил курсы переводчиков, но работать пошел в таксисты, стремясь, прежде всего, получить финансовую самостоятельность.
Подаренный родителями на 18-летие "Запорожец" к тому времени окончательно пришел в негодность, и Михаил решил: "Влезу в долги, но куплю себе новую машину". Купил "Москвич" и пошел работать в такси.
За автомобиль он расплатился в течение года, а потом таксовал еще пару лет… "Затем в течении нескольких лет попробовал разные виды занятий, включая бизнес, но нашел себя в общественной деятельности. Уточнять не буду - кому надо, обо мне уже слышали"
P.S.:
В Москве 2009 год объявлен «Годом равных возможностей».
Съемочная группа РИА Новости зафиксировала часть «колясочной ревизии» в пределах МКАД на видео. Большинство АЗС получили оценку - неуд.
В Москве Михаил Коваль с гордостью рассказывает о своем новосибирском автоопыте. Комфортных для него заправок много, причем бензочаевые заправщикам запрещены, о чем напоминают соответствующие объявления: "Заправщики обслуживают Вас бесплатно".
В обратный путь из Москвы Михаил Коваль отправился с журналистом из Газеты.ru, поэтому - продолжение следует. А свою «колясочную ревизию» федеральных магистралей М-7 (Москва–Уфа) и М-5 (Москва–Челябинск) он намерен вновь провести уже через месяц.