Ильгар Велизаде, политолог (Азербайджан), для РИА Новости.
Предстоящее турне израильского президента Шимона Переса в Азербайджан, Казахстан и Узбекистан, которое запланировано в июне, многие, и далеко не случайно, связывают с активизацией Израиля в регионе Кавказа и Центральной Азии.
Так, еще в начале года Отдел Евразии в МИД Израиля, отвечающий за развитие отношений с бывшими республиками СССР, разделился на два профильных подразделения. Первое, условно названное «Евразия-1», занимается европейской частью бывшего СССР; второе («Евразия-2») – республиками Южного Кавказа и Центральной Азией.
Следует добавить, что Отдел Евразии все время после развала Советского Союза отвечал, в основном, за российское направление израильской внешней политики, и лишь начиная с 2000-х годов все большее место в его работе стало отводиться сотрудничеству с Украиной, Казахстаном, Грузией, Азербайджаном и другими республиками. Этому во многом способствовало активное освоение этих стран израильским бизнесом, а также укрепление межгосударственного сотрудничества в сфере экономики, в частности в энергетической отрасли (например, с Азербайджаном).
К тому же, к середине 2008 года МИД Израиля принял решение активизировать отношения с центрально-азиатским регионом, которому до сих пор не уделялось должное внимание. Эта корректировка проявилась в визите заместителя министра иностранных дел Маджалм Уахабэ в Узбекистан и Киргизию; смене израильских послов в Астане и Ташкенте (в первом случае был назначен уроженец Казахстана, во втором – личный советник главы МИД Израиля); и планировании первого в истории визита президента Израиля в Узбекистан и Казахстан. МИД подготовил активизацию на данном направлении к весне-лету 2009 года.
В мае на саммите в Праге состоялась встреча израильского министра иностранных дел Авигдора Либермана с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. На этой встрече и была достигнута договоренность о визите Переса также и в Азербайджан. При этом точная дата визита – 28 июня - стала известна только что. Будет ли Баку первой точкой в турне Переса по странам региона, можно лишь гадать, учитывая ранее достигнутые договоренности о визите главы Израиля в соседние Казахстан и Узбекистан.
Между тем, уже сегодня можно говорить о контурах вероятного турне и темах на переговорах лидеров государств. Так, израильско-азербайджанские отношения практически всеми наблюдателями характеризуются как весьма дружественные и довольно устойчивые. В Израиле особо ценят отношение официального Баку к еврейской общине Азербайджана. На севере страны до сих пор компактно проживают горские евреи, имеющие тесные связи с Израилем. В свою очередь, бакинские евреи, проживающие в Израиле, как и многочисленные представители азербайджанской национальности, являются социально активной частью израильского общества и даже представлены в парламенте страны.
Говоря о конкретных формах сотрудничества, посол Израиля в Азербайджане Артур Ленк отметил, что для налаживания взаимовыгодных связей у обеих стран есть все предпосылки: «Мы получаем от Азербайджана нефть, они заинтересованы в наших технологиях, в медицинских услугах, телекоммуникациях. Это то, что на английском называют win-win situation - когда обе стороны выигрывают».
«Обе стороны придают большое значение этому визиту, ведь мало кто понимает Азербайджан так хорошо, как Израиль. И мы, и они - маленькие страны, находящиеся, дипломатично говоря, в непростом окружении», - отметил Ленк.
Именно это непростое окружение (имеется в виду напряженное отношение между израильтянами и палестинцами, и армяно-азербайджанский конфликт) создает предпосылки для наращивания военно-технического сотрудничества.
Еще в прошлые годы Азербайджан приобретал различные виды вооружений и военной техники израильского производства. Среди видов вооружения поставляемых Израилем азербайджанской армии были автоматы TAR-21 «TAVOR». Кроме того, республика приобрела у Израиля военную технику и ракетные системы, а также два типа беспилотных летательных аппаратов фирмы «Аэронайтикс» - Orbiter и Aerostar. На повестке дня переговоры на предмет экспорта в Азербайджан 122-мм самоходных артиллерийских установок «Semser» и реактивных систем «Nayza». Отметим, что последние производятся израильской компанией совместно с Казахстаном.
Не случайно поэтому, что взаимодействие между Казахстаном и Израилем в военно-технологической сфере также находится в центре внимания предстоящего визита главы Израиля в Астану. Несколько омрачает ситуацию то, что визит Шимона Переса пройдет на фоне скандала, связанного с поставками в казахстанскую армию израильской военной техники, в которой в ходе испытательных работ были выявлены дефекты. Однако израильская сторона уже выразила готовность направить в Казахстан экспертов для устранения всех выявленных недостатков в поставленном вооружении, дабы предстоящий визит был успешным.
В центре внимания будут также вопросы сотрудничества в топливно-энергетической сфере, в сфере поставок зерна, ситуация в области развития взаимных инвестиций, в том числе и по осуществлению совместных инвестиционных проектов.
Как и в случае с Азербайджаном, динамика товарооборота Израиля с Казахстаном стремительно возрастает из года в год. Примечательно, что доля Азербайджана и Казахстана в импорте Израилем углеводородов вместе составляет 40%, т.е. на каждую из стран приходится примерно по 20%.
Еще одна страна, важнейший игрок на карте Центральной Азии, которую посетит израильский президент – Узбекистан. Еще будучи кандидатом на пост главы внешнеполитического ведомства Израиля Авигдор Либерман так охарактеризовал свое отношение к Ташкенту: «Для нас регион - важнейший. Ключ к Центральной Азии – безусловно, Узбекистан. Президент Израиля в ближайшие месяцы, буквально уже в июне, должен посетить Узбекистан, и мы собираемся поднимать отношения на достаточно высокий, намного более высокий, чем сейчас, уровень».
И действительно, пока, в отличие от Азербайджана и Казахстана, взаимоотношения между Израилем и Узбекистаном характеризуются значительно меньшей динамикой. И это притом, что именно Узбекистан был первым государством в Центральной Азии, установившим с Израилем дипломатические отношения. И именно в Ташкенте открылось первое в этом регионе израильское посольство. В то же время потенциал для двустороннего сотрудничества характеризуется как весьма высокий. Например, одна из известнейших компаний Израиля в сфере high tech ведет переговоры о создании индустриального парка в Узбекистане.
Посол Израиля в Ташкенте Хиллель Ньюман заявил недавно, что Израиль - передовая сельскохозяйственная страна, добившаяся значительных результатов в условиях существенного недостатка увлажнения, т.е. находящаяся в сходных с Узбекистаном агроклиматических условиях. И готов поделиться своим практическим опытом, знаниями и достижениями в области внедрения современных технологий, теплиц, ирригационных (капельного и др. орошения) и других систем, позволяющих сократить расход воды. Израильская компания «Агротал» уже приступает к реализации в Узбекистане крупнейшего проекта по освоению около тысячи гектаров, на которых будут располагаться теплицы, оснащенные по последнему слову современной науки.
Вместе с тем предстоящий визит президента Израиля в регион вызвал довольно раздражительную реакцию у официального Тегерана. Высшие должностные лица Исламской Республики уже назвали этот визит составной частью заговора международного сионизма против Ирана. Дело в том, что президент Израиля впервые в истории посещает страны региона. Причем больше всего упреков последовало в адрес Баку.
Азербайджан – единственная страна из заявленных трех, имеющая сухопутную границу с Ираном. Раздавались даже призывы иранских официальных лиц отменить визит. Однако официальный Баку остался непреклонен. «Азербайджан проводит политику, строящуюся в его национальных интересах, и подобная реакция Ирана рождает у нас вопросы», - заявил министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров.
В частности, Азербайджан никогда не скрывал свое недоумение тем, что Иран, всегда на словах осуждающий факт оккупации азербайджанских территорий, принимает у себя на самом высоком уровне делегации из Еревана, но возражает против приезда в Баку лидера государства, которое с Ираном даже не граничит.
«Мы не обсуждаем, когда армянские делегации совершают визит в Иран, так как мы не вмешиваемся во внутренние дела других государств. Но и не допустим вмешательства в наши дела», - подчеркнул глава МИД.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции