Россия занимает первое место по количеству туристов, посещающих Финляндию. На втором месте находится Швеция, ей уступают Великобритания и Германия.
По данным Ростуризма, в 2008 году Россию посетили более 1 млн финских граждан, из них 142 тысяч с туристической целью. За этот же период в Финляндию въехали более 3 млн россиян, из них с целью туризма – около 667 тысяч человек.
В 2008 году российский туристический поток в Финляндию вырос на 20% по сравнению с 2007 годом.
По данным директора московского представительства Центра по развитию туризма Финляндии (МЕК) Сари Ламменсало, в 2008 году в стране было зарегистрировано 1 млн 95 тысяч ночевок. При этом на протяжении последних месяцев наблюдается рост, хотя и незначительный, турпотока из России: например, в январе 2009 года он составил 5%.
По статистике, 17% от общего числа российских туристов приезжают из Москвы, основным рынком остается Северо-Западный федеральный округ.
70% приезжающих россиян – жители Санкт-Петербурга и его окрестностей.
Финляндия рассчитывает привлечь гостей и из других российских регионов – для этого Finnair увеличивает количество регулярных рейсов из Москвы и городов РФ. Кроме того, в 2008 году был запущен первый чартерный поезд из Москвы в Финляндию, обеспечивающий туристам удобный доступ к горнолыжным курортам Лапландии Юлляс и Леви.
Согласно данным финского исследовательско-аналического центра ТАК, общее количество туристических поездок из России сокращается, но в то же время увеличивается количество деловых поездок и шоп-туров. Более половины посетивших Финляндию российских туристов считают, что отношение к ним было хорошим и дружественным. Россияне были также довольны качеством услуг в Финляндии. 40% опрошенных приезжают в Финляндию практически каждую неделю. Большая часть посещает пограничные регионы. Количество поездок в столичный регион и крупные города заметно снизилось.
Туризм в Финляндию носит ярко-выраженный сезонный характер. Помимо летнего пика, длящегося 3-4 месяца, для Финляндии характерен еще лишь новогодний и каникулярный пик. При этом, самыми популярными турами зимой являются отдых (в коттеджах со встречей Нового года, туры в Лапландию для встречи с Санта Клаусом, горнолыжные туры и туры активного отдыха, в том числе с посещением аквапарка); встреча Нового года на пароме Хельсинки - Стокгольм; экскурсионные туры по столицам Скандинавии.
Финляндия стремится стать круглогодичным направлением и предлагает сегодня разнообразные экскурсионные программы и виды отдыха, не привязанные к зимнему сезону.
Своеобразным стартом летнего сезона стал прошедший с 25 по 27 мая 2009 года на курорте Вуокатти трехдневный workshop для турфирм России и Украины. Впервые туристический офис Финляндии Visit Finland провел подобное мероприятие не в России, а у себя в стране. Для участия в workshop с финской стороны были приглашены 80 компаний – туроператоров, отелей, коттеджных поселков, офисов по туризму всех регионов страны. С российской стороны в деловой встрече участвовали более 130 туроператоров и агентств из Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Для них были организованны специальные чартерные рейсы из Москвы и Петербурга в аэропорт Кайани.
За три дня workshop помимо многочисленных деловых встреч участники смогли сами попробовать многие виды летнего отдыха на популярном у россиян курорте Вуокатти (48 тыс. ночевок россиян в 2008 г.) и крупнейшем в Финляндии курортном комплексе Holiday Club Katinkulta – рыбалку, прогулки на велосипедах, гольф, греблю по озерам на байдарке, спа-процедуры, поездки на скутере и квадробайке, тюбинг и даже катание на беговых лыжах в уникальном круглогодичном снежном туннеле.
Финский турбизнес активно предлагал на workshop зимние программы и анонсировал новинки. Так было объявлено о планах по организации чартерной программы финского перевозчика-дискаунтера Blue One, открытии в предстоящем зимнем сезоне нового коттеджного комплекса в деревне Санта Клауса в Рованиеми, запуске в 2011 году нового скоростного поезда Санкт-Петербург – Хельсинки финских железных дорог VR Ltd (дорога вместо нынешних 5 часов будет занимать 3,5 часа) и др.
Со своей стороны российский турбизнес, хотя в целом и прогнозирует спад на финском направлении, не ожидает снижения спроса на пиковые летние месяцы и рождественские программы. Многие крупные туроператоры готовят новые проекты и запуск чартерной программы из Москвы.
Рекламный бюджет Финляндии на российском рынке в 2009 году остается на прежнем уровне – на продвижение летних программ было выделено 200 тысяч евро. Рекламная кампания проводится по двум направлениям – городской семейный отдых (ней принимают участие город Хельсинки, круизные компании TallinkSiljaLine и ВикингЛайн), и коттеджный отдых на озерах (представленный регионами Купио, Финресортс, Сайма, Вуокатти, Ювяслюля).