Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
В вашингтонской внешнеполитической команде появился еще один человек, имеющий прямое отношение к предстоящей в начале июля встрече в Москве президентов Дмитрия Медведева и Барака Обамы. Человека этого зовут Роберт Эйнхорн. По одним данным, он «будет назначен» советником госсекретаря США по вопросам нераспространения и контроля за вооружениями. По другим источникам (вашингтонским сайтам) он и так уже занимается этими вопросами при госсекретаре Хиллари Клинтон еще с марта.
Напомним, что ключевым вопросом для Медведева и Обамы будет новая договоренность по сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, на смену истекающему договору об СНВ. Такому выбору есть много причин. И та, что договор действительно истекает, и та, что в этой области Россия и США, по оценкам экспертов, вполне могут договориться. И еще есть причина – что обоим президентам очень нужен быстрый успех во внешней политике, а где его взять? В Афганистане? В Венесуэле?
Ну и, наконец, если Медведев и Обама начнут историю своего общения с одного успеха, то потом, возможно, придут и новые вопросы для обсуждения, и новые успехи.
Какие? Как ни странно, об этом говорит биография Роберта Эйнхорна, человека, о котором вообще-то можно узнать очень много интересного, помимо того факта, что он проработал в правительственных структурах 29 лет, и при президенте Билле Клинтоне был помощником госсекретаря по тем самым вопросам ядерных вооружений и нераспространения.
Специальностью Эйнхорна считается биологическое и химическое оружие, безопасность ядерных материалов и «совместное уменьшение угроз». Ну, еще и испытания ядерного оружия, и масса смежных вопросов.
В переговорах по СНВ с Москвой Эйнхорн участвовал с 1982 по 1986 год. «Это Томас Джефферсон всего, что связано с контролем за вооружениями – он эрудирован, умен и опытен», - так характеризуют Эйнхорна коллеги.
Чем интересна биография этого человека для сегодняшних российско-американских отношений? Тем, что в ней неразрывно сплелись проблемы, которые многие считают совсем разными и не связанными между собой. Это, скажем так, ядерные отношения сверхдержав (или, сегодня, просто больших ядерных держав) – и проблемы ядерных амбиций совсем другого рода стран, например, Северной Кореи.
Так вот, связь между этими вроде бы разными штуками очень даже есть. Она в том, что если две крупнейшие ядерные державы мира, США и Россия, все дальше расходятся или, скажем так, не замечают друг друга (как это было при Джордже Буше), то эта ситуация подталкивает другие государства к самостоятельным действиям в ядерной области.
Северная Корея здесь – не главный, но зато уж настолько яркий пример, что ярче некуда. В тот момент, когда пишутся эти строки, приходят сообщения, что очередная северокорейская баллистическая ракета тихо доползла до стартовой площадки в 100 километрах от российских границ (и ненамного дальше от границ Китая, Южной Кореи, Японии). И никакие разговоры о том, что происходящее – результат неуправляемости внутри самой КНДР, не проходят. Потому что только что все стало ясно с престолонаследием в этом государстве (на место не очень здорового лидера Ким Чен Ира когда-нибудь, как сообщают южнокорейские источники, придет его младший сын Ким Чен Ун). И вообще не должно быть никаких сомнений – политика Пхеньяна не изменится, пока не изменится ситуация в целом. Потому что это очень логичная политика, хотя и раздражающая весь мир. А вот если Москва и Вашингтон заново научатся договариваться по ядерным вопросам, то логика многих конфликтов, подобных корейскому, изменится.
Кстати, Роберт Эйнхорн был одним из ключевых людей, которые при президенте Клинтоне вели переговоры с северокорейским руководством, и заключили с ним тогда ядерное соглашение, вернуться к которому и есть цель Пхеньяна. Пусть он и добивается ее экстремальными методами.
Про то, что режим нераспространения в целом почти совсем развалился – его добивают скандальные Пхеньян и Тегеран, но также и вполне вменяемые Дели и Исламабад – сказано, кажется, уже все. Остается лишь напомнить, что произошли эти неприятности по большей части при Джордже Буше, чья администрация не считала необходимым говорить на эту тему с Москвой, и заодно загоняла те же Тегеран и Пхеньян в угол. Где им только и оставалось, что пугать всех ядерными программами.
Значит ли это, что стоит вернуться «назад, к Биллу Клинтону» - и все ядерные проблемы мира постепенно решатся? Увы, возврата в прошлое не бывает. И очень похоже, что те пять-шесть ядерных боеголовок, которые Пхеньян приобрел при Буше, он уже не сдаст. Это – плата за ошибки Буша.
Клинтон, впрочем, тоже ошибался - например, в отношениях с Москвой, искренне рассчитывая сделать ее младшим союзником, еще одним кандидатом в НАТО. Поэтому в каком-то смысле России было даже комфортнее общаться с Бушем – поскольку Буша можно было просто игнорировать. А как сложится тон отношений двух держав теперь, то есть после предстоящего московского саммита? Ответа пока и близко нет.
Зато есть люди, которые – с американской стороны – всерьез берутся за ядерную стабильность, нераспространение и вообще все запущенные проблемы Америки. Причем людей таких много. Роберту Эйнхорну сначала просто предложили его прежнюю должность в госдепартаменте. Он отказался, и получилось еще лучше. Потому что он пополнил многочисленные ряды советников и экспертов, этакую надстройку над госдепартаментом. А там – множество клинтоновских тяжеловесов, помнящих каждую строку подписанных ранее с Россией и СССР документов.
В самом госдепе «ядерная команда» уже есть – это, подобно Хиллари Клинтон, дамы: Эллен Таушер и Роуз Гетемюллер. В президентской команде этими делами занимается Гэри Сэмор.
И единственное, чего остается желать – чтобы российская команда была столь же мощной. А также – чтобы обе действительно начали договариваться, по ядерным вопросам и всем прочим.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции