Рейтинг@Mail.ru
Невинному было подвластно все - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Невинному было подвластно все

Читать ria.ru в
Дзен
В минувшее воскресенье скончался Вячеслав Михайлович Невинный – замечательный человек и великолепный актер. Ушел внезапно, хотя о его тяжелой болезни было известно. Последние годы жизни актер не выходил на сцену, не снимался в кино и, никто, увы, не додумался предложить ему какой-то иной творческой работы...

Обозреватель РИА Новости Сергей Варшавчик.

В минувшее воскресенье скончался Вячеслав Михайлович Невинный – замечательный человек и великолепный актер.

Ушел внезапно, хотя о его тяжелой болезни, которая отняла у него сначала одну ногу, а затем, другую, было известно. Последние годы жизни актер не выходил на сцену, не снимался в кино и, никто, увы, не додумался предложить ему какой-то иной творческой работы. Например, озвучивание мультфильмов. А ведь именно его неповторимым голосом говорят многие из анимационных героев – Белый кролик в «Алисе в стране чудес», старшина Тараканов в «Приключениях Васи Куролесова», медвежонок в «Ежике в тумане»…

Но в первую очередь Невинный запомнился своими киноролями, которые, несмотря на его характерную и неповторимую внешность, получались очень разными. Тут и подхалим и карьерист Карпухин из рязановского «Гаража» с его макаками, которые должны собирать в сибирской тайге кедровые шишки и складывать их в ящики, добродушный и флегматичный финский крестьянин Юсси Ватанен в «За спичками», мрачный инопланетный пират Весельчак У, чем-то напоминающий Геринга, из «Гостьи из будущего», энергичный и обаятельный новатор-председатель колхоза в «Не ходите, девки, замуж!», упертый закостенелый тугодум Собакевич в «Мертвых душах», который при этом себе на уме и многие другие.

Он не любил повторяться и ему, как настоящему русскому актеру, было подвластно все – и дурашливая комедия, и высокая трагедия. Особенно этот дар раскрылся в его театральных ролях: начиная с Хлестакова в «Ревизоре» и заканчивая Яичницей в «Женитьбе», которая стала его последней работой в стенах родного МХАТа. Интересно, что Николай Васильевич Гоголь «сопровождал» Невинного всю его жизнь. В первый раз актер сыграл гоголевского героя еще будучи школьником, в 1952 году, когда отмечалось столетие со дня смерти знаменитого писателя.

Надо отметить, что Невинный был однолюбом и в работе, и в жизни. Закончив в 1959 году школу-студию МХАТ, он пришел в Московский художественный академический театр на всю жизнь. Как шутил сам Невинный, «старики называли меня международным артистом, потому что они все народные - Советского Союза, а я между ними – между народными». Впрочем, за 6 десятилетий служения театру он сам стал одним из корифеев МХАТа им. Чехова, где его судьба сложилось довольно счастливо, доказав, что не внешность и фамилия красит человека, а совсем наоборот. Как сострил на 100-летии театра Геннадий Хазанов: «Только во МХАТе служит актер, который с чистой совестью может заявить: я – Невинный!».

За актрисой Ниной Гуляевой, своей женой, единственной и любимой, Невинный ухаживал три года. Долго и настойчиво, хотя Гуляева была к тому времени замужем. В итоге, она сдалась, как говорится, «на милость победителя».

Откуда у тульского паренька, чьи родители к искусству и театру никакого отношения не имели, была такая уверенность в своих силах? В том, что он станет артистом? Наверное, это и есть «печать Божья», талант, который позволял Невинному, еще будучи молодым театральным артистом, на равных играть со знаменитыми мхатовскими «стариками», такими как Михаил Яншин и Алексей Грибов, которые привечали юного коллегу и охотно с ним дружили, чувствуя личность, с детства не терпевшую над собой властного окрика.

Любопытно, что главных ролей у него, кроме, наверное, Хлестакова, или Ивана Савельевича Малькова, председателя передового колхоза («Не ходите, девки, замуж!», в актерском багаже как-то и не было. Ну, не видели его режиссеры в роли Гамлета. Не та, мол, фактура. Тем не менее, каждая его работа – запоминающаяся. Даже самая небольшая, как раньше говорили «проходная». Например, «песня про пиво» в исполнении Вячеслава Невинного из фильма «Не может быть», стала не больше, не меньше - гимном оптимизма и радости жизни, поднимающей настроение зрителям. Незабываемая и блестящая сцена в кинофильме «Старый Новый год», где герои Невинного и Калягина, завернувшись после парилки в простыни, как древние римляне со вкусом философствуют о смысле бытия.

Тонкость душевной организации, столь контрастирующая с внешностью, обаяние таланта, могущего жестом, фразой, интонацией передать внутреннее состояние своего персонажа – все это не оставляло равнодушных. В театре ли, кино, мультипликации или на радио. Среди главных черт его актерской индивидуальности были заразительный юмор, многообразие оттенков комедийности и, вместе с тем, серьёзность, скрытый лиризм.

Невинный был человеком и редкого мужества. Несмотря на тяжелейшее испытание, выпавшее на его долю в последние годы жизни, артист не оставлял мысли вернуться на сцену. Когда лишился одной ноги, он, несмотря на инвалидное кресло, продолжал репетировать пьесу «Нахлебник» по Тургеневу. Только уже дома, сидя за столом. После ампутации второй ноги сил на репетицию не осталось. А точнее, надежды, что когда-нибудь он выйдет к зрителям в любимом театре…

Жить стало незачем.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала