МОСКВА, 1 июн - РИА Новости. Четвертый Фестиваль симфонических оркестров мира осуществит задумку известного композитора Александра Скрябина, представив его "Поэму огня" с использованием световой партитуры, рассказала в интервью РИА Новости директор Ассоциации руководителей симфонических и камерных оркестров России Лолита Сильвиан.
Четвертый Фестиваль симфонических оркестров мира пройдет в Колонном зале московского Дома Союзов с 1 по 12 июня.
"Основная идея нашего фестиваля - это представление симфонической музыки как таковой во всей ее мощи и разнообразии. Для достижения наибольшего эффекта мы даже используем светотехнику", - рассказала Сильвиан.
По ее словам, на закрытии фестиваля Российский национальный оркестр (РНО) исполнит "Поэму огня" Скрябина, а в ходе выступления планируется использовать световую партитуру, "которую в свое время задумывал сам композитор".
"Это будет не просто концерт, а свето-музыкальное представление. Думаю, что будет очень красиво, нарядно и впечатляюще, потому что световую партитуру мы готовим тщательно - подгоняем достаточно мощные технические средства, а наш художник по свету работает над разными записями Скрябина денно и нощно, ища какие-то нюансы и тонкости", - отметила собеседница агентства.
Помимо светопреставления, на закрытии фестиваля 12 июня - в День России - организаторы подготовили еще несколько сюрпризов. Во время концерта с моно-программой из произведений Скрябина РНО и его руководитель Михаил Плетнев представят молодого дирижера.
"На заключительном концерте в первом отделении Перовой симфонией Скрябина продирижирует сам маэстро Плетнев, а во втором отделении за пульт РНО встанет молодой и очень талантливый дирижер Михаил Татарников, который и представит публике "Поэму огня", - рассказала Сильвиан.
Она отметила, что "в последнем произведении партию рояля будет исполнять замечательный пианист из Америки Максим Могилевский".
Парад оркестров
Сильвиан подчеркнула, что за все четыре года проведения фестиваля организаторы "пока еще ни разу не повторялись ни в наименовании оркестров, ни в дирижерах".
В программе этого года - концерты известнейших симфонических оркестров Европы: Национального оркестра Капитолия Тулузы и дирижера Тугана Сохиева (Франция), Фестивального оркестра Будапешта с дирижером Иваном Фишером (Венгрия), Симфонического оркестра WDR (западногерманского радио) и дирижера Семена Бычкова (Германия).
Российская часть фестиваля включает выступления одного из крупнейших оркестров Сибири - Омского академического симфонического оркестра и дирижер Дмитрия Васильева и Российского национального оркестра.
"У нас в этом году будет два рейтинговых оркестра. По версии самого авторитетного европейского журнала Grammophone, Фестивальный оркестр Будапешта входит в первую десятку лучших оркестров мира, а РНО - в 20-у. Это серьезная и интересная заявка", - сказала Сильвиан.
Кроме того, она отметила, что "Национальный оркестр Капитолия Тулузы никогда еще не выступал в России и с ним интересно познакомить московскую публику, а Оркестр западногерманского радио имеет потрясающую традицию - одно то, что он был создан в 1947 году в Германии, говорит очень о многом".
Предлагаемый аудитории и любителям живой музыки репертуар включает симфоническую классику и произведения современных композиторов. Фестиваль откроется 1 июня произведениями Шостаковича, Стравинского и Рахманинова. В музыкальной программе последующих дней - Берлиоз, Дворжак, Дебюсси, Шуман, Штраус, Чайковский, Мусоргский, Хейфец, Кодаи, Барток и Скрябин.
Сильвиан призналась, что ей "неоднократно предъявляли претензии, что у фестиваля нет сквозной идеи". "Однако, маэстро Юрий Темирканов, который начинал делать этот фестиваль, сказал очень правильную фразу: "Не нужно загонять себя в прокрустово ложе концепций, потому что потом под концепцию придется кромсать хорошие идеи", - рассказала собеседница агентства.
"Каждый оркестр привозит к нам наиболее яркие и интересные свои программы. Мне кажется, что это достаточный повод, чтобы приглашать их именно с этим репертуаром и не вбивать их в рамки искусственных концепций", - продолжила она.
Финансовый и культурный кризис
В прошлом году в рамках Фестиваля симфонических оркестров мира состоялось первое выступление Объединенного российского симфонического оркестра (ОРСО), собранного организаторами форума из лучших музыкантов самых разных оркестров 29 регионов.
Организаторы рассчитывали собирать подобный сводный оркестр каждый год, но, по словам Сильвиан, в этот раз подобное мероприятие им не по карману. "В этом году мы, к сожалению, не собрали Объединенный оркестр, поскольку это очень затратное мероприятие. В связи с кризисом нам уменьшили денежки, так что мы решили обойтись без него", - сказала она.
Не смотря на это, организаторы фестиваля продолжают поддерживать региональные оркестры. Так, в прошлые годы перед московской аудиторией предстали Новосибирский симфонический и Уральский филармонический оркестры, а на нынешнем фестивале выступит оркестр из Омска.
"Мы привлекаем региональные оркестры, с одной стороны, чтобы столичная публика познакомилась с ними, с другой - чтобы оркестры понюхали пороха такого представительского исполнения и столичной публики, ну и для того, чтобы местные власти обратили внимание на свои коллективы", - рассказала Сильвиан.
По ее словам, фестиваль проводит тендер на участие региональных оркестров в столичном форуме. "Выступление на Фестивале оркестров мира престижно, но чтобы попасть к нам, не достаточно желания и заявки - нужны еще и усилия властей, которые гарантируют поддержку своего оркестра", - сказала собеседница агентства, пояснив, что таким образом подстегивается интерес региональных властей к собственным оркестрам.
"Фестиваль закончится, а материальные блага для оркестра, которые ему могут предоставить власти, очень важны. Особенно при нашей практике, когда культура финансируется по остаточному принципу", - заключила она.
Столица классической музыки
Три предыдущих симфонических форума были высоко оценены в отечественной и зарубежной прессе, подтвердив статус Москвы как крупнейшего мирового центра классической музыки и исполнительского искусства.
Фестиваль уже представил зрителям целую плеяду прославленных коллективов, среди которых - Дрезденский филармонический и Израильский симфонический оркестры, Национальный оркестр Франции, Симфонический оркестр Тосканини, Академия Святого Мартина в полях, Оркестр римской академии Санта Чечилия, оркестр Французского радио.
Москва с восторгом принимала таких именитых дирижеров, как Лорин Маазель, Зубин Мета, Риккардо Мути, Антонио Паппано, Рафаэль Фрюбек де Бургос, Юрий Темирканов, Арнольд Кац, Клаус Петер Флор, Мюнг-Вун Чунг, Дмитрий Лисс и Валерий Гергиев.