Иван Захарченко, международный обозреватель
МОСКВА, 29 мая - РИА Новости. Совет безопасности ООН обдумывает проект резолюции, которая должна стать ответом международного сообщества на проведенное 25 мая в Северной Корее испытание ядерного оружия. Тем временем из Пхеньяна раздаются предупреждения, что в случае усиления давления он продолжит наращивание своей военной мощи.
"Если СБ ООН будет продолжать провокации, в ответ мы будем неизбежно принимать дальнейшие меры самозащиты", - говорится в распространенном в пятницу заявлении представителя МИД КНДР.
Какими будут санкции?
Пока не ясно, какие именно меры будут предусмотрены резолюцией. Как заявил накануне официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко, Россия не будет возражать против новой резолюции, но против дальнейшей изоляции Пхеньяна.
По данным газеты "Файнэншл таймс", западные страны из СБ ООН хотят в рамках санкций составить списки лиц и государственных органов КНДР, для сотрудников которых будет закрыт въезд в другие страны, а также заморозить счета Северной Кореи в банках и и полностью отрезать ее от мировой финансовой системы.
Есть предложения задерживать и досматривать суда Северной Кореи в открытом море, а не только в портах, хотя КНДР заявляла, что будет отвечать на это в духе военного времени. Страны ООН, согласно предложениям по новой резолюции, должны будут отчитываться перед СБ о выполнении ими санкций.
Военные приготовления США и Южной Кореи
Накал напряженности сопровождается военными приготовлениями в Южной Корее, где размещены 28,5 тысяч американских военнослужащих и 655 тысяч южнокорейских солдат. В пятницу эти войска были приведены в готовность второй степени Watch Condition II так же, как и после первого ядерного испытания КНДР в 2006 году.
"Вашингтон пост" располагает данными о том, что в рамках этого состояния готовности, Южная Корея сможет реагировать на ракетные и артиллерийские удары в демилитаризованной зоне (ДМЗ) между двумя корейскими государствами, в расположенном в зоне пункте переговоров Пханмунджом, а также в районе Желтого моря, где проходит разграничительная линия между двумя корейскими государствами. Она была проведена на карте американцами в одностороннем порядке после Корейской войны (1950-1953) и не признается Пхеньяном.
Формально США и КНДР находятся до сих пор в состоянии войны, поскольку американцы отказываются подписывать с Пхеньяном договор о мире вместо соглашения о перемирии, подписанного более полувека назад.
Накануне КНДР заявила, что не гарантирует в спорном районе в Желтом море безопасность военных и гражданских судов США и Южной Кореи.
По сведениям южнокорейской газеты "Чосон ильбо", вторая степень готовности американско-южнокорейских вооруженных сил предполагает прежде всего увеличение ежедневных полетов разведывательных самолетов U-2S, которые могут в течение 9 часов непрерывно вести наблюдение за целями, расположенными на расстоянии 330 километров от ДМЗ.
Южнокорейские вооруженные силы также усилят наблюдение со спутника KH-12, который позволяет фиксировать на земле предметы величиной около 15 сантиметров, и увеличат число полетов своих самолетов-шпионов "Кымган" (Keumgang), "Пэкту" (Baekdoo) и RF-4C, а близ ДМЗ установлена система радаров для перехвата сигналов связи из КНДР.
Полученные сведения будут передаваться в Корейский центр сбора боевых оперативных данных (KCOIC) и объединенный аналитический центр (CACC), а после обработки поступят в штабы американских и южнокорейских войск для определения их задач.
Оценки американцев
Вместе с тем в США не драматизируют ситуацию в Корее. Министр обороны США Роберт Гейтс 29 мая заявил, что какие-либо передвижения войск КНДР не замечены, что не требует увеличения численности американских войск в Южной Корее.
В Сингапуре Гейтс собирается встретиться со своим коллегами из Японии и Южной Кореи и тема северокорейской ядерной активности станет главной во время этих дискуссий. Больше всего беспокоят их участников возможность экспорта КНДР ракетных и ядерных технологий и по словам Гейтса, чтобы не допустить этого, в общим усилиям должны присоединиться Россия и Китай.
"Я не думаю, что кто-то в администрации (Барака Обамы) думает, что там кризис", - цитирует Гейтса газета "Ю-эс-эй тудэй" (USA Today). Вместе с тем он сказал, что нынешний момент подтверждает угрозу со стороны Северной Кореи, но полностью исключил возможность прямых переговоров с этой страной.
Однако, по мнению некоторых наблюдателей, вряд ли даже в США верят в реальную угрозу агрессии со стороны КНДР против Южной Кореи, которую обороняют американские войска.
"Если бы вместо применения новых санкций против Пхеньяна, США протолкнули бы более широкие переговоры, чтобы достичь в долгосрочном плане воссоединения Кореи, ее денуклеаризации и вывода всех иностранных войск, сейчас это бы стало историческим вкладом в дело мира", - писала на днях британская газета "Гардиан".
Она напоминает, что в конце концов, КНДР - это страна, на которую были нацелены попытки США сменить в ней режим с конца холодной войны, которая была включена в 2002 году Джорджем Бушем в группу "оси зла" и которой администрация Клинтона гарантировала не иметь к ней "враждебных намерений", а его преемник эти гарантии открыто отменил.
Больше всего Северная Корея хочет, чтобы другие продемонстрировали, что у них нет против нее "враждебных намерений", - заключает "Гардиан".
С чего все началось?
Первый ядерный кризис на Корейском полуострове возник в начале 90-х годов, когда КНДР занялась получением оружейного плутония на реакторе в Йонбёне к северу от Пхеньяна. Ситуация была также, как казалось, на грани войны, однако американской администрации во главе с Биллом Клинтоном удалось подписать в Женеве в 1994 году соглашение с Северной Кореей о замораживании ею ядерной программы. В обмен на это под эгидой США велось строительство через международный консорциум АЭС на легководных реакторах, которые нельзя использовать в производстве материалов для ядерного оружия.
С некоторым отставанием от сроков так в КНДР была построена инфраструктура АЭС, ее бетонный каркас и уже начата поставка компонентов реакторов. Но к тому времени к власти в США пришел Джордж Буш, который свернул строительство станции, причислив Северную Корею к международной "оси зла", куда был также отнесен Ирак. Когда американцы начали войну в Ираке против режима Саддама Хусейна, северные корейцы поняли, что следующей целью Вашингтона станет КНДР, и приступили к созданию ядерного оружия.
В 2005 году Северная Корея провозгласила себя ядерной державой и на следующий год провела первое испытание ядерного оружия. Это подстегнуло вяло проводившиеся с 2003 года шестисторонние переговоры в Пекине с участием России, США, Китая, КНДР, Южной Кореи и Японии. С приближением предвыборной кампании Джордж Буш пошел навстречу КНДР, разблокировал счета этой страны в одном из банков в Макао и вычеркнул ее из списка стран поддерживающих терроризм. Северная Корея была занесена туда в 70-е годы, когда укрыла у себя угонщиков гражданского самолета активистами "Японской Красной армии" ("Нихон сэкигун").
В результате был даже начат вывод из строя ядерного реактора в Йонбёне, в качестве компенсации КНДР начала получать топливо для обычных электростанций, пока очередь направлять свою партию мазута не дошла до Японии, которая поставила подпись под своими обязательствами по поставкам. В Токио сказали, что не будут это делать, пока КНДР не прояснит судьбу всех японцев, похищенных северокорейскими спецслужбами в 70-е и 80-е годы. Выдвижение проблемы, не имеющей отношение к ядерному разоружению, стало первым камнем преткновения на переговорах. Вторым и последним оказалось выдвинутое США условие проверить данные о ядерных программах Северной Кореи, которые были получены от Пхеньяна на 18 тысячах страниц. Вашингтон стал настаивать на не предусмотренных соглашениями инспекциях и интервью лиц, имевших отношение к ядерной программе, на что КНДР не согласилась, припомнив, как подготовка к войне с Ираке началась с таких же проверок.
Власть в Южной Корее, в течение 10 предыдущих лет проводившей "политику солнечного тепла" в отношении КНДР, к тому моменту сменилась - президентом стал консервативный политик и бизнесмен Ли Мён Бак, отказавшийся от курса сближения с Пхеньяном. Отношения между двумя корейскими государствами были отброшены к нулевой точке.
Северная Корея в апреле провела испытание трехступенчатой ракеты, которая, как утверждали в Пхеньяне, вывела на орбиту мирный спутник. Но эксперты в других странах его так и не обнаружили, заподозрив, что таким образом КНДР испытала межконтинентальную баллистическую ракету. В СБ ООН осудили этот шаг, поскольку резолюция 1718 от 2006 года призывала северокорейского государство отказаться от таких испытаний.
Северная Корея расценила эту реакцию как попирание ее суверенитета и право на мирное освоение космоса, отказавшись от шестисторонних переговоров. Услышав от новой американской администрации Барака Обамы те же слова осуждения, как и во времена Буша, КНДР провела второе, более мощное ядерное испытание, поставив, по оценкам наблюдателей, под угрозу режим нераспространения и переговоры о всеобщем ядерном разоружении.