Али Хусейн
БАГДАД, 28 мая - РИА Новости. В районе расположенного к северу от Багдада города Байджи, в котором находится крупнейший в Ираке нефтеперерабатывающий завод, украли 470 метров подземного электического кабеля, сообщает иракская радиостанция «Диджля». Работа завода парализована.
Кражи кабеля и проводов, в том числе и с высоковольтных линий, начались в Ираке сразу после падения режима Саддама Хусейна в апреле 2003 года. Вначале воровали одиночки, оставшиеся без работы и средств к существованию. Однако теперь, как считает иракская полиция, этим занимаются уже организованные банды. Украденные медные провода переплавляются в слитки и продаются как цветной металл в соседние страны.
«Кража кабеля и проводов – это лишь одна из многих проблем, с которой сталкивается сейчас энергетический сектор Ирака», - сказал в беседе с РИА Новости директор расположенной на юге Багдада электростанции «Аль-Рашид» Салям Ибрагим. И добавил, что главная проблема - нехватка топлива, а если говорить шире – отсутствие безопасности в стране.
Замкнутый круг
«Основная доля электроэнергии Ирака - 78% - вырабатывается теплостанциями, которые работают на газе и нефтепродуктах. Остальные 22% дают гидростанции. После того, как НПЗ в Байджи был практически обесточен, мы перестали получать топливо, а потребители, в том числе те же самые НПЗ, – электроэнергию»,- сказал Ибрагим.
«Получается порочный круг – у нас нет топлива, чтобы производить электроэнергию, у них – электричества, чтобы производить топливо... И наладить снабжение топливом и электричеством, не обеспечив безопасность в стране, нельзя», - уверен директор электростанции «Аль-Рашид».
По его словам, за подрыв энергетической инфраструктуры Ирака отетственны не только те, кто пытается заработать на перепродаже цветных металлов. Этим же активно и целенаправленно занимаются боевики, выступающие против правительства. Они взрывают вышки электропередач и распределительные станции, совершают акты диверсии на других объектах инфраструктуры, грозят расправой рабочим и служащим электростанций, нефтеперегонных заводов.
«Если к этому добавить коррупцию и ошибки в управлении, то на восстановление энергосистемы страны уйдут годы и годы», - сказал Ибрагим.
Государственные электрокомпании сегодня подают электричество в жилые дома лишь в течение четырех часов в сутки. Остальное время люди пользуются либо личными небольшими генераторами, которые пронзительно трещат во дворах, на тротуарах и балконах, либо более мощными, рассчитанными на снабжение электричеством нескольких домов и кварталов.
«То, что я делаю, можно сравнить с гуманитарной помощью. Я помогаю людям выжить в чрезвычайной ситуации. За это получаю от них благодарность», - говорит хозяин большого генератора, обеспечивающего электричеством часть района Ас-Салхия в центре Багдада, Абу-Марзук.
«Гуманитарная помощь» Абу Марзука обходится потребителям в 12 долларов в месяц за каждый ампер получаемой от него электроэнергии. В среднем, чтобы в доме горело пару лампочек, работал телевизор и небольшой вентилятор, абсолютно необходимый в условиях иракской жары, нужен не один, а пять ампер. Продукты сохраняются с помощью покупного льда, которым набивается бесполезный в отсутствие электричества морозильник.
Чтобы уменьшить размер «благодарности» владельцам генераторов, жители Багдада пользуются тем, что электричество отключается не одновременно во всем городе, а по квартально. Они подсоединяют свои дома к линии электропередач в соседнем квартале в расчете на то, что время отключения городской электроэнергии в них не совпадет. В этом случае есть возможность пользоваться электричеством не только когда оно есть у тебя, но и когда оно есть у соседа.
Явление это получило в Багдаде и других городах повсеместное распространение. Сотни «народных электриков», которых иракцы называют «Абу Сахаб» (от арабского слова «тянуть») заняты тем, что бросают перемычки на соседние линии электропередач. А так как часы подачи электроэнергии в Багдаде не оговорены заранее, то попытка подсоединиться к городской сети не всегда оканчивается для них благополучно.
«Работа у нас опасная. Нередко люди гибнут. Но что делать, другой работы у меня нет, а за эту неплохо платят», - говорит 43-летний «Абу Сахаб» Сардар Али.
И надо сказать, что недостатка в клиентах он не испытывает. Незаконную перекачку электричества из других районов, по его словам, заказывают не только частные граждане, но и государственные организации.
«Они тоже пользуются нашими услугами», - говорит Сардар Али.
Назад, во тьму керосиновой лампы
Погружение во времена, предшествовавшие изобретению электричества, в Ираке началось почти 20 лет назад.
«Система электроснабжения в Багдаде очень сильно пострадала во время войны 1991 года, которую американцы называли «Буря в пустыне». Энергетическая отрасль была разрушена еще больше в 1996 году во время ракетного удара, который нанесли США по Ираку. В результате него были выведены из строя или пострадали многие электростанции», - рассказывает Ибрагим.
Сказались и международные экономические санкции, введенные после захвата Ираком соседнего Кувейта в 1990 году. Из-за них спад в отрасли продолжался все 90-е годы, вплоть до новой войны 2003 года. Месяцы грабежей и мародерства, охвативших Ирак после падения режима, обернулись полной катастрофой. Подача электроэнергии в стране прекратилась. С последствиями 20-летней разрухи власти Ирака не могут справиться вот уже шесть лет.
По словам директора багдадской электростанции «Аль-Рашид», потребности в электроэнергии в стране удовлетворяются сегодня всего на пять процентов.
«Предельно изношенная энергосеть не в состоянии обеспечить спрос. Латать дыры бессмысленно. Необходимо ее полное восстановление», - сказал Ибрагим.
По оценкам министерства электроэнергетики, ремонт и строительство инфраструктуры, который позволит восстановить электроснабжение в стране, потребует капиталовложений в размере 27 миллиардов долларов и может затянуться до 2015 года. А до этого Садр Али и такие же, как он «Абу Сахабы» будут опутывать багдадские улицы паутиной проводов, тянущихся к генераторам и столбам на соседних улицах.