МОСКВА, 29 мая - РИА Новости. Российская железнодорожная госмонополия ОАО "РЖД" вместо прогнозировавшегося в начале мая убытка до 97 миллиардов рублей может получить за год прибыль в 700 миллионов рублей, пишет в пятницу газета "Ведомости" со ссылкой на старшего вице-президента РЖД Федора Андреева.
Произойдет это потому, что изменился механизм компенсации выпадающих доходов из-за снижения темпов роста грузовых тарифов (утвержден в 8% вместо планировавшихся 14%), пояснил он.
Изначально правительство собиралось выкупить допэмиссию РЖД на 50 миллиардов рублей - такова расчетная сумма потерь компании из-за менее высокого тарифа и 19-процентного спада грузопотока, сейчас оно готово выделить субсидии, рассказал Андреев газете. В первом случае средства пошли бы просто в уставный капитал, во втором - они отражаются в доходах, объясняет он. Субсидии поступят на счета РЖД по итогам года, то есть по фактическому грузопотоку: чем меньше будет его спад относительно прогнозов, тем меньше и сумма, добавил он.
В федеральном бюджете на 2009 год предусмотрено выделение РЖД 75 миллиардов рублей в уставный капитал, 50 миллиардов рублей из них - компенсация за снижение тарифов. Андреев уверяет, что новая схема уже согласована с правительством. А если грузопоток окажется хуже прогнозных показателей, то сумма компенсации будет обсуждаться еще и осенью, добавил он.
При этом улучшений в производственной деятельности нет. Менеджеры РЖД, по сути, закладывают "мину замедленного действия", считает партнер компании ФБК Игорь Николаев. Он опасается, что в будущем году грузопоток не увеличится, а ресурсы бюджета истощатся: "Чем тогда РЖД будет покрывать убыток?" Но госмонополии с ее высокой долговой нагрузкой следует "выглядеть хорошо" перед банками, отмечает Николаев.
Сейчас кредитный портфель РЖД составляет 308 миллиардов рублей, из которых треть - "короткие деньги", указывает Андреев: к концу года их доля снизится до 20%. Около половины кредитов взято в долларах. По его словам, компании в 2009 году предстоит реструктурировать 100 миллиардов рублей - это будет через облигационный заем. Плюс РЖД собирается взять кредит на 25 миллиардов рублей для покупки у Bombardier 43 поездов для Сочи, а также для продолжения строительства железной дороги в Ливии (РЖД выиграла тендер как подрядчик в 2008 году), добавляет Андреев.
Представитель Минфина сказал, что постановление правительства о смене механизма компенсации уже готовится.