Андрей Кисляков, для «РИА Новости»
Вчера на МКС стартовала очередная, 20-я экспедиция. Но судьба самого международного орбитального комплекса с большой долей вероятности уже предопределена: жить ему осталось до середины следующего десятилетия. Согласно информации авторитетного аэрокосмического журнала «Флайт», руководители национальных космических агентств, входящих в ЕКА, а также России и, возможно, Китая в июне обсудят перспективу создания новой станции.
Самое интересное в этом проекте – то, что новому космическому сооружению вменяется в обязанность стать сборочным цехом для будущих лунно-марсианских пилотируемых аппаратов.
В последние дни появилась неофициальная информация о том, что после завершения расчетных сроков эксплуатации МКС в 2015-2016 гг. российский ее сегмент может быть отстыкован и превращен в основу будущего орбитального комплекса (официальные представители Роскосмоса эту информацию не подтверждают, но не опровергают).
К проблеме МКС и к вопросу, как ее российский сегмент может быть связан с означенной орбитальной сборкой, мы вернемся чуть позже. Пока же попытаемся разобраться в массе вопросов, которые возникают при осмыслении проблем этой сборки.
Самый принципиальный из них – не рано ли? Во-первых, как с сегодняшних позиций развития техники и опыта проведения монтажных работ на орбите можно предметно обсуждать колоссальные проблемы, возникающие при подготовке материальной части такой экспедиции? Пока не существует даже концепции развертывания в космосе монтажно-испытательного комплекса со сложнейшей механико-электронной техникой, необходимой для сборки и отладки механизмов и узлов в единый блок с экипажем, которому предстоит провести не один месяц практически в полной изоляции. Известно только, что и в земных условиях при сборке и тестировании космической техники, предназначенной для уже десятилетиями отработанных операций, случаются чреватые катастрофой сбои.
Во-вторых. А кто, собственно, доказал, что людям вообще под силу совершать длительные космические перелеты? Ведь мы пока практически ничего не знаем не только о загадках и опасностях дальнего космоса, но и о проблемах психосоматического порядка, с которыми столкнется человеческий организм за пределами околоземного пространства в течение месяцев и лет.
По мнению ветерана отечественной пилотируемой космонавтики Валентина Лебедева, человеческий фактор при условиях длительного космического полета изучен слабо. А имитация космических условий на земле малоэффективна для его изучения. Кстати, даже подобные эксперименты, в частности, начавшийся недавно в России международный комплексный эксперимент «Марс-500», могут дать отрицательный ответ о приспособленности человеческого организма переносить межпланетные экспедиции при существующем уровне космической техники.
Иными словами, не время сегодня говорить об орбитальной сборке кораблей, пока и с человеком не все ясно. Лебедев предлагает вначале развернуть своего рода тренировочный «лагерь» на базе действующей МКС. Тогда в условиях реального космического полета можно определить значительный спектр проблем дальних перелетов и способов их решения. Да и сама станция, таким образом, окажется востребованной при условии должного «содержания» еще на длительное время.
Помечтаем еще чуть-чуть о сборке. Очередной вопрос. Что собирать? Отдельно российский корабль «Русь», которого еще нет и в помине? А может быть, европейскую технику? О ней вообще ни одного слова, за исключением каких-то намеков на возможность превращения их транспортного автоматического корабля в пилотируемый вариант.
Разумнее было бы говорить о чем-то совместном. Но Европа недавно отказалась от сотрудничества с Россией в деле создания пилотируемого корабля. Потеряв несколько лет на «уламывание» ЕКА, Роскосмос вынужден теперь говорить о разработке собственного корабля.
Теперь – об МКС. Не секрет, что американцы выйдут из программы в 2015 г. А может быть и раньше, в зависимости от состояния российско-американских отношений в целом и не согласованной до конца программы доставки американских астронавтов на МКС после завершения эксплуатации кораблей «Спейс Шаттл», в частности. Как американцы распорядятся своим, отнюдь не малым ресурсом, покажет время.
А что с планами России? Если упомянутые выше слухи верны, Роскосмос, вероятно, предполагает сделать российскую часть основой для будущего международного орбитального образования. Ведь руководство нашего космического агентства уже несколько лет говорит о необходимости создания новой станции, подчеркивая при этом, что ее создание зависит от зарубежных партнеров. Говоря о перспективах нового комплекса, Анатолий Перминов заявил в конце января: «Все зависит от финансирования, состояния на тот период международного сотрудничества в пилотируемой космонавтике и перспективных проектов в этой области». Теперь, вероятно, «перспективный проект» в виде сборочного космического предприятия и источник финансирования в лице ЕКА найдены. В таком случае, - еще один вопрос. Что такое российский сегмент МКС сегодня?
В отличие от других участников этой программы, Россия свою часть так и не достроила. Не развернут многофункциональный лабораторный модуль, а также стыковочно-грузовой модуль. Очевидна и весьма низкая эффективность комплекса с точки зрения научной деятельности. Он расценивается главным образом как пример международного сотрудничества.
Что Россия может отстыковать от МКС и положить в основу следующей станции? У нас есть на грани выработки ресурса функционально-грузовой блок «Заря». Однако он, хоть и построен в России, но на американские деньги, и юридически принадлежит американцам. Остается на пару лет поновее модуль жизнеобеспечения «Звезда», да и стыковочный модуль «Пирс».
Кроме того, энергоснабжение российского сегмента на львиную долю зависит от американских «поставок». Как и передача больших объемов информации, которая может осуществляться только через американский ЦУП. Получается, что, захоти Россия развернуть новую станцию, придется запасаться мощным энергетическим модулем и разворачивать на орбите спутники-ретрансляторы.
Похоже, что, как и в свое время СССР, современная Россия по большому счету представляет космонавтику как возможность осуществлять пилотируемые полеты, вне зависимости от рациональности таких проектов. При такой философии наблюдается все большее отставание в разработке космических аппаратов средств связи, метеорологии, дистанционного зондирования Земли, т.е программ, от реализации которых в современном мире зависит процветание любого развитого государства.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции