МОСКВА, 27 мая - РИА Новости, Наталия Курова. Известному актеру театра и кино, народному артисту России Вячеславу Шалевичу в среду исполняется 75 лет.
Как рассказал артист РИА Новости, отмечать свой юбилей он будет в родном театре имени Вахтангова, где ему разрешили в этот день сыграть премьерный спектакль Московского театра имени Рубена Симонова "Я желаю чужого желания, которое желает меня". Шалевич является художественным руководителем этого театра и занят в этой постановке, которая является современным фарсом на эротическую тему Эндрюса.
Более полувека Шалевич служит в театре имени Вахтангова. Сразу после окончания высшего театрального училища имени Щукина в 1958 году он был принят в вахтанговскую труппу, одну из лучших в Москве, где работает до сих пор.
"Я застал великий театр с великими артистами - недаром тогда Вахтанговский называли второй киностудией страны, - сказал Шалевич. - В театре тогда работали Астанков, Целиковская, Гриценко, Мансурова, Абрикосов, но всех не перечислишь".
Он отметил, что "старики" с большой благожелательностью и вниманием относились к молодым". "Я помню, как Астанков один раз после спектакля подошел ко мне и сказал, что ему понравился монолог, и при этом пристально посмотрел мне в глаза. Я понял, что у меня получился только монолог и было о чем призадуматься", - вспоминает Шалевич.
"Другой раз, играя в одном спектакле с Рубеном Николаевичем Симоновым я осмелел и сделал паузу там, где она была не предусмотрена, и Рубен Николаевич растерявшись произнес совсем другую роль. После спектакля, мне сказали, чтобы я зашел в кабинет главного режиссера. На трясущихся ногах я явился перед нашим руководителем и готов был в головомойке. Но вдруг услышал: "Слава, вы так хорошо играли, что я забыл свой текст". Вот такой была атмосфера в театре, где жили одной большой семьей, влюбленные в свой дом. Труппа вахтанговская - это было собрание ярких индивидуальностей", - добавил он.
По словам Шалевича, Вахтанговский театр всегда отличала особая атмосфера взаимопомощи, взаимообогащения, свобода, радость творчества. Особенно веселье, придумки, импровизации были на репетициях. В этом и стояла особенность Вахтанговского театра и его школы. "Самое главное и самое интересное в театре - это индивидуальность. Такие артисты могут держать паузу так, что это молчание очень значительно, и говорить так о многом, что в зале царит мертвая тишина. Но это дозволено очень немногим - ярким индивидуальностям, истинным талантам", - сказал Шалевич.
Что касается приоритетов артистов или в жанрах, или в амплуа, то, по его словам, он любит свою профессию во всем ее многообразии - от трагедии до комедии, но отмечает, что особенно интересно ему работать над характерными ролями.
В театре Шалевич выступал в разных ипостасях - играл в классике, очень много в современных пьесах Арбузова, Погодина, Бабеля, Цветаевой. Он был участником таких спектаклей, как "Принцесса Турандот", "Конармия", "Миллионерша", "Леший", "Без вины виноватые", "Три возраста Казановы" и других. Сегодня Шалевич занят в Вахтанговском театре в трех спектаклях: "Чайка", "Без вины виноватые", "Сирано де Бержерак".
Помимо Вахтанговского театра, с 1998 года Шалевич является художественным руководителем Московского драматического театра имени Рубена Симонова. Конечно, совмещать это сложно, и как сказал Шалевич, тем более, что должность художественного руководителя - это ответственность за весь коллектив, который носит имя "Учителя". Собственно, ради этого имени он и согласился принять это предложение.
"У нас небольшой репертуарный театр, где идет 14 названий, - сказал Шалевич. - На афише имена - Островский, Пушкин, Цветаева, Замятин, Поляков, Зощенко. В труппе 32 человека".
Что касается режиссуры, то, как сказал Шалевич, сам он ставит мало, поскольку считает себя дилетантом в этом профессии. А главную цель театра имени Симонова формулирует так: "Нести людям радость".
По словам Шалевича, вторая его любовь после театра - это кинематограф. И зрители знают и помнят его по таким фильмам, как "Красная площадь", "Мастер и Маргарита", "Американский дедушка", "Иркутская история" "Капитанская дочка", "Хоккеисты".
"Я люблю сниматься, - сказал Шалевич. - И здесь меня больше всего привлекает работа с крупными режиссерами, которые, порой, предлагают мне роли, на первый взгляд, совсем не мои, угадывая какие-то новые грани во мне. Очень дорога мне встреча с Татьяной Лиозновой, у которой я снялся в двух картинах: "Три тополя на Плющихе" и "Семнадцать мгновений весны". Я долго не соглашался играть в "Трех тополях", но Лиознова убедила меня, сказав, что ничего подобного я еще не делал и мне будет интересно. Она сумела увидеть и вытащить из меня то, что мне было самому неизвестно".
Прожита большая жизнь в искусстве. На вопрос, как оценивает ее сам актер, Шалевич сказал: "Я никак не оцениваю - это дело зрителей и критики. Я вообще отношусь к этому с юмором. Однажды, будучи на съемках в другом городе, ко мне подошла женщина и сказала, что я ее любимый артист, но она думала, что я давно уже умер. Так что самое главное состоит в том, что я жив и что я до сих пор востребован".