Иван Захарченко, международный обозреватель РИА Новости
В течение ближайших дней Совет безопасности ООН должен принять резолюцию, от которой ожидают введения жестких мер против КНДР в ответ на проведенное ею 25 мая испытание ядерного оружия. Однако пока неясно, подействуют ли какие-либо санкции против Пхеньяна, или решения СБ ООН так и останутся исключительно для самоуспокоения мирового сообщества.
Прежние резолюции, требовавшие от КНДР прекратить ракетные и ядерные разработки и испытания, не возымели никакого действия, и из-за военно-политического противостояния США, Южной Кореи с одной стороны и северокорейского государства с другой были сорваны многосторонние переговоры о ядерном разоружении Пхеньяна. Все это и привело к новому кризису на Корейском полуострове, выход из которого сейчас себе уже мало кто себе представляет.
В частности, последняя резолюция под номером 1718, принятая после первого ядерного испытания в КНДР в 2006 году, запрещала экспорт в КНДР вооружений и предметов роскоши, разрешила замораживать банковские счета, связанные с ядерными и ракетными разработками Пхеньяна. На деле, никакие вооружения Пхеньяну уже никто не поставлял, а замороженный США счет в одном из банков в Макао удалось разблокировать в рамках шестисторонних переговоров о ядерной проблеме Корейского полуострова с участием дипломатов России, Соединенных Штатов, Китая, двух корейских государств и Японии.
По сообщениям из Нью-Йорка, во вторник пять стран - постоянных членов СБ ООН (Россия, США, Великобритания, Китай, Франция), а также Япония и Южная Корея, в основном договорились о содержании проекта новой резолюции, составленного США.
Как заявила журналистам постпред США в ООН Сьюзан Райс, ответом на действия КНДР должна стать «жесткая резолюция с соответствующим жестким содержанием». Заместитель представителя Франции в ООН Жан-Пьер Лакруа (Jean-Pierre Lacroix) был более категоричен, сказав, что ответные меры должны включать в себя новые санкции вдобавок к тем, которые уже были приняты СБ ООН.
Насколько жесткими могут оказаться меры, которые предложены на рассмотрение СБ ООН?
На этот раз к ограничениям на поставки вооружений и замораживанию счетов может быть добавлен запрет экспорта в КНДР товаров двойного назначения, которые могут быть использованы в военных целях. С этой целью ожидается ужесточение досмотра северокорейских судов на море при подозрении транспортировки ими грузов, имеющих отношение к ядерным и ракетным программам.
На большее СБ ООН вряд ли пойдет, да уже и эти меры могут показаться России и Китаю слишком жесткими. И не потому, что в Москве и Пекине недооценивают угрозу в связи с ядерной программой КНДР, а потому что они опасаются последствий.
Санкции наверняка приведут к дальнейшей изоляции северокорейского государства, а в этих условиях оно будет непредсказуемым. Дипломатические усилия в таких условиях окажутся бесполезными, а силовые методы решения ядерной проблемы исключены с учетом того, что у Пхеньяна уже есть ядерное оружие, что и было продемонстрировано во время нынешних испытаний.
Вместе с тем, наблюдатели обратили внимание на то, что китайская позиция, по сравнению с 2006 годом, на этот раз была более близкой к настрою других стран, осудивших ядерный взрыв в КНДР. В Китае понимают, что обладание Пхеньяна ядерным оружием и баллистическими ракетами подтолкнет соседние страны, а именно Японию и Южную Корею, к собственным разработкам в этих военных сферах.
Это не может не беспокоить и Россию. Однако, как считают некоторые российские эксперты, санкции, какими бы они ни были, не подействуют на Северную Корею, а наоборот могут еще больше загнать ее в угол, а ради сохранения своего режима она способна на любые шаги. То есть тогда мы получим ядерное государство, которое не будет участвовать в международной системе безопасности.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции