КАБУЛ, 26 мая - РИА Новости, Андрей Грешнов. Афганский народ ожидает значительного потепления и развития разносторонних отношений с Россией, заявил в интервью РИА Новости в преддверии 90-летия установления дипломатических отношений между двумя странами директор департамента парламентских связей МИД Исламской Республики Ахмад Барьялай.
Афганский монарх-реформатор Аманулла-Хан, провозгласивший 28 февраля 1919 года независимость своей страны от гнета британской империи, в апреле того же года направил письмо В.И.Ленину с предложением установить дружественные отношения между двумя государствами, и 27 мая 1919 года между странами были установлены дипломатические отношения. Россия стала первым в мире государством, признавшим суверенный и независимый Афганистан.
"Недавно очень представительная афганская делегация во главе со вторым вице-президентом страны Каримом Халили посетила Россию, где приняла участие в международной конференции по Афганистану. Эта встреча, организованная рядом общественных организаций, была очень важной в том плане, что длительный период между Афганистаном и Россией отношения были холодными. Московская встреча их несомненно активизировала", - сказал собеседник агентства.
"Я надеюсь, что вскоре откроется новая страница в истории дружественных отношений между Афганистаном и Россией, которые должны выйти на высокий уровень. Я верю, что такой ход событий будет на пользу обоим нашим государствам", - отметил афганский дипломат.
По словам Барьялая, развитие отношений с Россией особенно важно сейчас для афганского народа.
"Те экономические объекты, которые вы построили в Афганистане раньше, сейчас уже разрушены. Восстанавливать их и запускать в строй без вашей помощи очень трудно. Никто другой не может их восстановить, потому, что там ваша техника", - сказал Барьялай.
По мнению дипломата, Россия могла бы попробовать помочь Афганистану в области экономического развития на взаимовыгодной основе, а также в развитии системы национального образования.
"Раньше у нас в этих сферах были тесные отношения, очень многие афганцы учились в Советском Союзе. Продолжение таких связей будет для нас будет чрезвычайно полезно. Афганистан испытывает нехватку квалифицированных кадров", - отметил собеседник.
Барьялай рассказал, что во время последнего посещения России на международной конференции афганская делегация обратилась с просьбой увеличить квоты для Афганистана на обучение студентов в российских вузах. В настоящее время РФ предоставляет Афганистану всего 80 студенческих стипендий, и этого, по мнению дипломата, явно не хватает.
"Условия обучения в России не такие, как предоставляют нам другие страны, для нас они трудны в финансовом отношении. Народ у нас бедный и покупать авиабилеты далеко не каждому по карману. Мы попросили российскую сторону помочь нам в этом, как это делают другие государства, и как это происходило во времена Советского Союза", - сказал Барьялай.
Отвечая на вопрос о том, не будет ли опасно работать российским специалистам в Афганистане в условиях непрекращающейся войны, Барьялай сказал: "Не думаю, что это будет опасно. Власть в Афганистане стабильная. Того, что случилось раньше (90-е годы прошлого столетия), думаю, уже не повторится".
"Война сейчас не такая уж и страшная. Отдельные группировки кое-где совершают нападения на правительственные войска. Но такого, чтобы существовали какие-то фронты, нет. Я часто сам выезжаю в восточные провинции, так как родом из провинции Лагман. Страшно только в некоторых южных провинциях, а на восток я езжу спокойно. Спокойно не только в Лагмане. Я езжу в Кунар, Нуристан. Мне часто говорят, что там опасно, но я считаю, что меня некому и незачем убивать, так как я сам никого не убивал. Могут убить просто случайно, но это совсем другое дело. Так что думаю, что война в Афганистане не препятствует развитию нашего экономического сотрудничества", - рассказал собеседник.
По словам Барьялая, на московской конференции говорилось, что если русские специалисты приедут и будут работать на севере Афганистана, то безопасность им будет обеспечена.
"На севере у нас очень спокойно. На западе тоже не очень опасно, немного только испортилась обстановка в Герате. Но это не опасно. Опасен заговор, как это было когда-то, то сейчас никакого заговора нет", - сказал дипломат.
По словам собеседника, на конференции в Москве афганскую сторону заверили, что Россия будет восстанавливать "свои" экономические объекты - здание кабульского политехнического университета, систему туннелей перевала Саланг, старейшую ГЭС в Наглу и целый ряд других объектов.
Отвечая на вопрос о том, как долго будут оставаться в Афганистане иностранные войска, Барьялай сказал, что это зависит от того, на сколько быстро будут созданы дееспособные армия и полиция.
"Чем быстрее мы их создадим, тем быстрее иностранные войска отсюда уйдут", - отметил собеседник агентства.
"У нас сейчас почти во всех министерствах и ведомствах работают люди, которые когда-то учились в Советском Союзе. Сейчас никаких ограничений в трудоустройстве для них нет. Я лично учился в Московском университете дружбы народов и меня взяли без всяких затруднений работать в ООН советником по юридическим вопросам", - рассказал Барьялай.
Отвечая на вопрос, не влияет ли на внешнюю политику Афганистана иностранное военное присутствие, Барьялай сказал, что Афганистан проводит независимую внешнюю политику, и в соответствии с ней будет развивать взаимовыгодные отношения со всеми государствами на основе национальной выгоды афганского народа.
"Мы не будем ограничиваться развитием отношений только с США и Европой, мы будем развивать связи с самыми разными государствами. Никаких ограничений для нас не существует, это наша официальная внешняя политика", - заявил он.
Отвечая на вопрос о возможности прекращения войны и начале переговоров с оппозицией, чиновник подчеркнул, что правительство всегда готово к диалогу с теми, кто признает конституцию, и процесс национального примирения уже идет. "Но надо разделять талибов на афганских и иностранных. Если афганские талибы признают конституцию и будут ее уважать, то мы готовы к диалогу с ними", - отметил собеседник.
Отвечая на вопрос о возможности диалога с руководителем оппозиционной "Исламской партии Афганистана" Гульбеддином Хекматиаром, который готов к диалогу при условии замены американских и европейских войск на воинские контингенты исламских государств, Барьялай сказал: "Сейчас иностранные войска на необходимы как хлеб. Если они уйдут в одночасье, в Афганистане никогда не будет мира. Мы уже это проходили на своем горьком опыте. Сегодня все афганцы осознают необходимость присутствия в стране иностранных войск. А вопрос присутствия в стране войск исламских государств, я думаю, не главная причина отсутствия диалога с Гульбеддином Хекматиаром".
Отвечая на вопрос, почему сейчас в народе часто говорят, что, дескать, русские "хорошие", а все остальные "плохие", Барьялай, не углубляясь в эту тему, сказал, что "русских очень любит простой народ, которому есть кого и с кем сравнивать".
Рассказывая о своих впечатлениях о недавней поездке в Москву, Барьялай подчеркнул, что был очень рад посетить город, где уже не был много лет.
"Я не был в Москве 14 лет, она очень изменилась к лучшему. В начале 90-х годов, после того как закончился срок моей работы консулом в пакистанском городе Кветта, я приехал в Москву и мне было страшно от бандитизма. Я не узнавал тогда русских, сравнивая их с советскими людьми. Это были совсем другие люди. Я в то время боялся выпускать своих детей на улицу. Пожив там месяцев шесть, мы с семьей уехали в Туркмению, где было очень спокойно. Мы жили там восемь лет. И хотя у меня были возможности поехать работать на Запад, я решил остаться в республике бывшего СССР", - рассказал Барьялай.
"Когда я был в последний раз в Москве на конференции, я первым делом посетил альму-матер - университет дружбы народов, встретился со своими друзьями, с которыми вместе учились. Нас пригласили посетить мечеть, построенную на территории университета и мы с удовольствием туда сходили. Я побывал на представлении в цирке, посетил Кремль, Мавзолей Ленина. Было очень интересно встретиться с городом, где не был столько лет", - отметил дипломат.
"Я хочу, чтобы отношения между нашими народами развивались и чтобы больше афганцев ездили в Россию и больше русских приезжали к нам в Афганистан", - сказал в заключение Барьялай.