Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
Российский кинематограф переживает не просто сильнейший кризис. Его на сегодняшний день практически нет. Кинопроизводство стагнирует. По мнению многих наблюдателей, такая ситуация на рынке продлится как минимум ближайшие пару лет. Нет особой надежды у киношников и на телевидение - крупные каналы резко урезали бюджеты, оставив многие компании без заказов на сериалы.
Несмотря на то, что российская киноиндустрия предыдущие годы развивалась довольно бурными темпами, кризис показал, что в основе этого, в основном, лежала господдержка, опирающаяся на «нефтяные» деньги. Свертывание и замораживание многих российских кино- и телепроектов началось еще летом прошлого года, сразу после того, как мировые цены на «черное золото» стали стремительно падать.
Другим ударом по индустрии стало недавнее заявление министра культуры Александра Авдеева о том, что в нынешнем году в России не будет снят ни один художественный фильм с господдержкой. Деньгами в размере 500 млн. рублей решено государственно поддержать лишь документальное, детское и мультипликационное кино, иначе, мол, соответствующие студии не выживут в жестоком рыночном мире.
Однако у киностудий, производящих игровое кино и оставшихся без поддержки со стороны государства, нет собственных средств для производства кинопродукции, а банковские кредиты им практически недоступны. Сейчас, по самым скромным подсчетам, «стоит» более сотни картин. И по прогнозам специалистов, если не принять экстренных мер, такая ситуация приведет к полной остановке отечественного художественного кинопроизводства в 2010 году.
Надо отдать должное, Министерство культуры пытается предпринять какие-то шаги в киноотрасли. В частности, оно предлагает создать на базе 15 государственных киностудий пять базовых, присоединив к ним оставшиеся небольшие региональные. Предлагается этот план для того, чтобы найти стратегических частных инвесторов, которые будут вкладывать деньги в кинопроизводство, а не строительство на месте студий гостиниц, например. В случае обнаружения таких частников Минкульт готов рассмотреть вариант государственно-частного партнерства, при котором у государства остается не менее чем 25% плюс одна акция объединенных киностудий.
Если конкретней, то к киностудии имени Горького планируется присоединить Северо-Кавказскую студию кинохроники и Казанскую киностудию. К Центру национального фильма - киностудию "Леннаучфильм", Ростовскую киностудию, Нижне-Волжскую студию кинохроники. К Свердловской киностудии - Западно-Сибирскую киностудию и Дальневосточную ордена "Знак Почета" студию кинохроники. Активы киностудии "Ленфильм" планируется объединить с Санкт-Петербургской студией документальных фильмов. Также предлагается акционировать "Союзмультфильм" и Российскую центральную киновидеостудию хроникально-документальных и учебных фильмов, а потом присоединить их к какой-нибудь из базовых киностудий. К "Мосфильму", как наиболее успешному из российских киноконцернов, присоединять другие компании пока не планируется.
В качестве одного из реальных инвесторов министерство рассматривает АФК "Система", которая некоторое время назад предложила «Ленфильму» создать совместное предприятие, внеся материально-техническую базу своей дочерней компании "Всемирные русские студии" Russian World Studio (RWS) в обмен на мажоритарную долю киностудии.
Идея не лишена определенной логики – в тяжелые времена выживать легче сообща. Да и опыт Великой Депрессии показывает, что иногда стоит объединяться.
Так, к началу 30-х годов сферы влияния американского кинорынка были поделены в основном между пятью крупнейшими студиями (RKO, Fox, Paramount, Warner Bros., MGM). Помимо них, существовали и три более мелкие студии — Columbia, Universal, United Artists, у которых не было собственных кинотеатров, поэтому по ним Депрессия ударила не так сильно, они просто перешли на производство малобюджетной продукции. В Большой Пятерке меньше всего пострадала MGM; RKO и Paramount оказались на грани банкротства, Warner Bros. пришлось распродать четверть своих активов, Fox смог выжить, лишь объединившись с 20th Century Pictures.
Однако есть и коренное отличие – в США нет и не было государственных киностудий. А посему, нынешний вариант развития кинематографа в России отчасти напоминает Гоголя. Помните, его знаменитое: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича…»?
Киноменеджеры относятся к идее министерства культуры по-разному. Юрий Сапронов, гендиректор кинокомпании RWS, в целом положительно оценивает концепцию, однако полагает, что приблизительная сумма инвестиций в «Ленфильм», в случае образования на ее базе государственно-частного партнерства, может составить 200-300 миллионов долларов, а сам процесс слияния и приватизации затянется минимум на два-три года. При этом он не понимает, зачем сливать федеральные киностудии с региональными? Например, Свердловскую с Дальневосточной ордена "Знак Почета" студией кинохроники?
Директор киностудии имени Горького Станислав Ершов считает, что некоторые из региональных студий, которые планируется объединить с пятью базовыми, в результате могут исчезнуть навсегда и выжить они смогут, только если будут полноценными филиалами, загруженными заказами. В противном же случае, уверен Ершов, после присоединения актив будет продан как непрофильный, а базовая студия получит деньги.
Правда, отвечая на вопрос, зачем студии Горького нужны Северо-Кавказская студия кинохроники или Казанская киностудия, Ершов сказал: "укрупнение в любом случае увеличит поток заказов", но вообще-то он был бы не против, если бы его студии дали площадку где-нибудь в Санкт-Петербурге.
Самих казанцев перспектива слияния со студией им. Горького не прельщает. В частности, директор местной киностудии Михаил Михайлов – против объединения, поскольку, по его словам, он не видит в этом смысла, благо местные власти финансируют кинопроизводство. «Несмотря на кризис, мы продолжаем снимать игровое и документальное кино», - не без гордости отметил он.
Нелогичной считает концепцию Минкульта и директор киноконцерна "Мосфильм" Карен Шахназаров. В частности, у него вызывает сомнение успешность присоединения Северо-Кавказской студии кинохроники и Казанской киностудии к студии им. Горького, которая, по его словам, «тоже в условиях кризиса не жирует». Он напомнил, что идея объединить киностудии не нова. До этого чиновники предлагали киностудиям объединиться как раз вокруг «Мосфильма». «Как к передовому колхозу», - отметил Шахназаров, подчеркнув, что на его взгляд, «внятной стратегии развития российских киностудий у государства не выработано».
С этим трудно не согласиться. Советский кинематограф с его плюсами и минусами давно закончился, а для российского творческий кризис наступил гораздо раньше экономического. В итоге многочисленные киностудии страны за последние несколько лет дали очень немного картин, которые зритель бы встретил хотя бы с интересом.
Между тем, Шахназаров считает, что нужно оставить на рынке только тех, кто нормально работает, а остальных приватизировать, поскольку, «если студии ничего за 20 лет не добились, и тянут из государства деньги, то работать нормально они уж не будут". Он не видит ничего страшного в том, что после продажи эти студии могут быть перепрофилированы: «значит - так и надо, даже если на их месте построят гостиницу».
Впрочем, государство вряд ли согласится с такой логикой, памятуя о «бурных 90-х», когда кино зачастую снималось на деньги отдельных быстро разбогатевших сограждан в малиновых пиджаках, видящих в этом, в первую очередь, канал для отмыва денег.
По словам того же Ершова, есть три приоритетных направления, которые требуют обязательной господдержки: «Кинодебюты, артхаусные проекты и госзаказ, направленный на решение конкретных идеологических или других специальных имиджевых задач".
Как бы то ни было, до 1 июня 2009 года предложение министерства культуры с учетом замечаний киностудий, а также Росимущества и Минэкономразвития должны быть внесены в правительство.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции