Иван Захарченко, международный обозреватель
МОСКВА, 25 мая - РИА Новости. Потрясения охватили Корейский полуостров - в субботу покончил с собой проводивший политику примирения с КНДР бывший южнокорейский президент Но Му Хён, а в понедельник Пхеньян, выразив соболезнования по этому поводу, параллельно объявил об успешном испытании ядерного оружия.
"По требованию наших ученых и технологов 25 мая 2009 года мы успешно провели очередное подземное ядерное испытание в качестве меры по всестороннему укреплению в республике оборонительных сил ядерного сдерживания", - гласило сообщение Центрального телеграфного агентства Кореи (ЦТАК).
При этом в Пхеньяне сочли, что его ядерное испытание - второе после 2006 года - "внесет вклад в защиту суверенитета страны и нации, социализма, а также обеспечение мира и безопасности на Корейском полуострове и в окружающем его регионе".
Россия, как и другие страны, выразили свое несогласие с этим. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил об озабоченности по поводу сообщений о ядерном испытании в КНДР и необходимости "перепроверить их средствами технического контроля".
Президент США Барак Обама был еще более резок, назвав случившееся "провокацией" и сказав, что "поведение Северной Кореи увеличивает напряженность и уменьшает стабильность в Северо-Восточной Азии".
По оценкам российских военных, мощность подземного взрыва, проведенного недалеко от города Кильчу на северо-восточном побережье КНДР, составила от 10 до 20 килотонн, что равнозначно разрушительной силе бомбы, сброшенной американцами в 1945 году на Хиросиму.
Мощность первого взрывного устройства, взорванного КНДР 9 октября 2006 года, составила лишь 550 тонн, согласно данным иностранных экспертов. Причем тогда некоторые из них высказывали сомнения в том, что это действительно был ядерный взрыв.
Никакой неожиданности
Северная Корея предупреждала, что возобновит ядерную программу, так что нынешние испытания не стали неожиданностью ни для кого. И опасна не столько сама КНДР со своими взрывами и разработками, сколько создаваемая ею ситуация, в которой международный режим нераспространения ядерного оружия подтверждает пока свою неэффективность.
Ядерную проблему на Корейском полуострове пытались решить с августа 2003 года высокопоставленные дипломаты России, США, Китая, КНДР, Республики Корея и Японии. Причем в то время, когда был начат этот диалог, у Пхеньяна еще не было ядерного оружия. Оно появилось и было испытано три года спустя, когда переговоры "шестерки" увяли и с северными корейцами просто не хотели говорить, прежде всего американцы. Взрыв ядерного устройства тогда подтолкнул диалог, и довольно быстро дипломаты договорились о взаимных шагах, которые позволили не только остановить разработки северокорейской атомной бомбы, но и демонтировать экспериментальный реактор в Йонбёне, где вырабатывался оружейный плутоний.
Перелом произошел в прошлом году, когда к власти в Южной Корее пришел консервативный президент Ли Мён Бак, отказавшийся от прежнего курса на сближение и сотрудничество с КНДР без привязки к политическим проблемам, в том числе к ядерной. Масштабные соглашения, подписанные после визита в Пхеньян его предшественника либерального демократа Но Му Хена, так и остались на бумаге, а в "шестерке" северяне лишились существенной поддержки со стороны Сеула, которую они ранее ощущали.
Хотя в Пхеньяне не испытывают иллюзий насчет США, северные корейцы все-таки надеялись, что напряженность между двумя корейскими государствами, возникшую после смены власти в Южной Корее, удастся смягчить благодаря победе на выборах в Америке демократа Барака Обамы. Ведь именно при администрации демократа Билла Клинтона в 1994 году в Женеве КНДР и США заключили первое рамочное соглашение о прекращении ядерной программы Пхеньяна и поставках ему двух легководных реакторов, которые нельзя использовать для получения ядерного оружия. Вся эта программа была сорвана после прихода к власти республиканца Джорджа Буша, и ядерную проблему на Корейском полуострове пришлось решать с нуля.
Теперь снова произошел существенный откат назад. На сей раз после того, как переговоры "шестерки" зашли в тупик из-за отказа Японии выполнять свои обязательства по поставкам топлива КНДР. Со своей стороны, США не договорились с Пхеньяном о том, как проверять предоставленные им на 18 тысячах страниц сведения о ядерных программах.
В результате Северная Корея запустила в апреле трехступенчатую ракету и заявила о выводе на орбиту телекоммуникационного спутника. Правда, ни в России, ни в США, ни в других странах этот спутник на орбите не зафиксировали, и эксперты сделали вывод о том, что на деле Пхеньян провел испытание технологий, которые могут быть использованы для создания межконтинентальных баллистических ракет.
Совет Безопасности ООН в этой связи осудил пуск ракеты КНДР, что вызвало у северных корейцев раздражение и послужило поводом для возобновления ядерной программы. И так дело может продолжаться до бесконечности, пока не будет решена главная проблема - состояние "ни войны, ни мира" между Северной Кореей и Соединенными Штатами.
Дело в том, что между ними после окончания Корейской войны 1950-1953 годов было подписано лишь соглашение о перемирии, и хотя КНДР уже давно настаивает на замене его договором о мире и нормализации отношений с США, в Вашингтоне до сих пор отказывались всерьез даже обсуждать такую перспективу.
Еще после первого подземного испытания в 2006 году северные корейцы заявляли, что могут отказаться от ядерного оружия, если перестанут ощущать угрозу со стороны Америки. А это предполагает не просто заверения вроде "мы вам и так не угрожаем", а полную нормализацию отношений с американцами и устранение с их стороны препятствий для внешней торговли КНДР.
Но если Вашингтон будет дружить с Пхеньяном, куда тогда девать 28 тысяч военнослужащих США, постоянно размещенных в Южной Корее для ее защиты от "угрозы с Севера"?
Каков дальнейший сценарий?
В общем, все идет как по отработанному сценарию: чтобы решать проблемы и заставлять США разговаривать с КНДР, Пхеньяну приходится совершать поступки, предотвратить которые и призвано мировое сообщество. Почему тогда все так сложно? Дело в том, что каждый политический игрок в этой ситуации пытается сохранить лицо.
КНДР старается сказать, что не позволит никому поставить себя на колени. США с их новой администрацией, возможно, и хотели бы говорить с Северной Кореей, но, во-первых, дипломатическая команда американцев только еще формируется, а во-вторых, инициировать контакты в условиях возобновления ядерной программы Пхеньяном как-то неудобно. Нужен повод, опять-таки, чтобы сохранить лицо.
И вот такой повод появился - ядерный взрыв существенной мощности, который может послужить основанием для того, чтобы называть КНДР "ядерной державой". В таких условиях США могут пойти на двусторонние переговоры с КНДР, особенно если в "шестерке" не будет никакого движения вперед. И чем Вашингтон двинется навстречу диалогу с Пхеньяном, тем меньше угрожающих действий мы увидим со стороны Северной Кореи.
А что касается шестисторонних переговоров, то и на них найдется что обсудить, если американцы и северные корейцы договорятся между собой. Ведь в рамках шестерки уже была инициирована Россией при поддержке всех участников диалога работа по созданию в Северо-Восточной Азии механизма поддержания мира и безопасности.