Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения авиаконструктора Игоря Сикорского.
Игорь Сикорский родился 25 мая 1889 года в Киеве в семье дипломированного врача, профессора психологии Киевского университета. У мальчика рано пробудился интерес к моделям летательных аппаратов: в возрасте 12 лет Игорь смастерил небольшой «геликоптер» с резиновым моторчиком, взлетавший вверх.
В 1903 году он поступил в Петербургское морское училище, чтобы стать кадровым офицером, но уволился со службы в 1906 году, поскольку испытывал тягу к техническим наукам. После непродолжительного технического обучения в Париже Сикорский вернулся в Киев и в 1907 году поступил в Политехнический институт. Сикорский неплохо закончил академический год, но решил, что абстрактные науки и высшая математика, которые приходилось там изучать, имеют мало отношения к практическим проблемам, и что интереснее будет работать в своей собственной мастерской и лаборатории.
Лето 1908 года Игорь Сикорский провел в поездке по Европе, тогда же он узнал об успешных полетах братьев Райт и познакомился с европейскими изобретателями, искавшими свои пути в области полета.
С финансовой помощью сестры Сикорский в январе 1909 года снова поехал в Париж, чтобы продолжить занятия и приобрести двигатель малого веса. Вернувшись в Киев в мае 1909 года, он начал строить «геликоптер», как тогда называли вертолеты. С первой моделью он потерпел неудачу, выявившую ряд практических трудностей. Второй летательный аппарат, с более мощным двигателем, испытанный в 1910 году, тоже не полетел. Сикорский принял решение заняться аэропланами с жестко закрепленным крылом. В начале того же года им был испытан первый биплан С-1. Мощность двигателя 15 л. с. оказалась не достаточной, но на переделанной модели С-2 с более мощным двигателем Сикорский совершил свой первый полет. Затем последовали более совершенные модели С-3, С-4 и С-5.
Летом 1911 года на С-5 с мотором мощностью 50 л. с. Игорю Сикорскому удалось пробыть в воздухе более часа, достичь высоты 450 м и совершить небольшие перелеты по прямой.
С 1912 по 1917 года Игорь Сикорский занимал должность главного конструктора Русско-Балтийского завода в Петербурге (Петрограде), поставлявшего аэропланы для русской армии. Здесь им были построены аэропланы С-6, С-10 и С-11, занявшие первые места на российских конкурсах военных самолетов в 1912 – 1913 годах. Здесь он в 1913 году построил (и лично облетал) первый в мире четырехмоторный аэроплан «Гранд», предшественник многих современных бомбардировщиков и транспортных самолетов. Затем под руководством Игоря Сикорского были построены многомоторные самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец». Среди других самолетов, созданных Сикорским, были разведчики-монопланы (опытные и серийные), поплавковые варианты сухопутных самолетов, истребители, ряд модификаций «Ильи Муромца» и др. В числе его конструкторских новинок, принятых всюду лишь в середине 1920-х, была полностью закрытая кабина для пилота и пассажиров.
В 1917 году Игорь Сикорский эмигрировал из России в Европу, а в 1919 году в США. Там он с несколькими партнерами, среди которых были и бывшие российские офицеры, основал собственную компанию «Сикорски аэро инжиниринг».
В 1928 году Сикорский получил гражданство США. К 1929 году его компания стала отделением более крупной компании «Юнайтед эркрафт», а сам Сикорский – ее менеджером по конструкторским разработкам. «Сикорски аэро инжиниринг» занялась выпуском двухмоторных амфибий S-38.
В 1931 году первая летающая лодка Игоря Сикорского S-40 «Американский клипер» открыла почтово-пассажирские трассы авиакомпании «Панамерикэн уорлд эруэйз» вокруг Карибских островов и в Южную Америку.
К лету 1937 года компания «Панамерикэн» начала обслуживать транстихоокеанскую и трансатлантическую трассы первым четырехмоторным самолетом S-42. Этот «Клипер III», прототипом которого был «Гранд» 1913 года, завершил серию аэропланов Сикорского.
В начале 1939 года Сикорский приступил к работе над вертолетом VS-300 одновинтовой системы. 14 сентября 1939 года аппарат оторвался от земли для первого полета, и управлял им его создатель. В 1941 году Сикорский усовершенствовал модель, новую версию VS-300 он назвал XR-4. В 1942 году он получил на нее крупный заказ от Минобороны США. К концу Второй мировой войны было построено свыше 400 таких летательных аппаратов.
В 1957 году Игорь Сикорский ушел в отставку с должности менеджера по конструкторским разработкам своей компании, но оставался консультантом до самой смерти.
Еще при жизни Игорь Сикорский был признан выдающимся авиационным конструктором, он был лауреатом высших орденов и медалей, а также премий по авиации, в том числе российского креста Св. Владимира, премии им. Сильвануса Альберта Рида от Института авиационных наук в Нью-Йорке, медали им. Дениэла Гутгенхейма, премии им. Элмера Сперри, Премии национальной обороны США и др., получил немало почетных докторских званий, почетных членств в научных и технических обществах США и
Европы.
Игорь Сикорский скончался 26 сентября 1972 года в своем доме в городе Истоне, штат Коннектикут (США).