ВОРОНЕЖ, 22 мая - РИА Новости, Елена Лазаренко. Наталья Зарубина, добившаяся от португальских властей возвращения ей шестилетней дочери Александры и приехавшая в среду на родину в Ярославскую область, решила в этом году не отдавать дочь в русскую школу, так как, по мнению матери, ей необходима адаптация к новым условиям жизни и языку.
Россиянка Зарубина три с половиной года добивалась от португальских властей возвращения дочери, прожившей большую часть жизни в приемной семье в маленьком городке Барселуш на севере Португалии.
История Александры
Девочка родилась в 2003 году в Португалии, Зарубина почти сразу же рассталась с отцом ребенка и вышла на работу. Денег на услуги няни у нее не было, поэтому она обратилась к португальской семье, которая согласилась присмотреть за ребенком, пока Наталья будет на работе.
Вскоре португальская семья предложила Наталье оформить документ, дающий разрешение на нахождение ребенка с ними. Проблемы начались после того, когда у гражданки России истек срок действия паспорта и когда португальские власти собрались ее депортировать.
Депортировать мать без родной дочери португальские власти были не вправе, но, когда возник вопрос о депортации, португальские "родители" возмутились, и начались длительные судебные процессы.
Зарубиной даже пришлось пройти медицинскую экспертизу на выявление наркотической и других зависимостей. Результат был отрицательным, и суд постановил вернуть девочку родной матери.
В среду Зарубина с дочерью Александрой и любимой собачкой дочери Люсей прилетели в Москву и сразу после этого уехали в Ярославскую область, где у семьи Зарубиных есть собственный дом.
Научиться говорить по-русски
"Я думаю, что в этом году Сандре рано идти в русскую школу. Ребенок пережил сильный стресс, в одночасье поменяв страну, климат и окружение. Ей сначала нужно привыкнуть к жизни в России и научиться говорить по-русски", - пояснила в интерьвью РИА Новости Зарубина.
По ее словам, Александра какое-то время будет "проходить адаптацию" в кругу семьи, потом Зарубины планируют отдать девочку в детский сад, чтобы она привыкала к коллективу, и только затем - в школу.
Наталья также отметила, что на первых порах не будет давать ребенку полноценные уроки русского.
"Пусть пока играет, развлекается. Я боюсь, что если сейчас на фоне пережитого стресса усадить ее за стол и начать целенаправленно учить русским буквам и словам, она может замкнуться, психологически заблокировать свое сознание от русского языка, и тогда, возможно, он никогда не станет для нее по-настоящему родным", - пояснила Зарубина.
Она отметила, что несмотря на то, что Александра совсем не говорит по-русски, а в поселке Пречистое Ярославской области, где живет семья Зарубиных, никто не знает португальский, девочка, по сути, не испытывает языковых проблем в общении.
"Они целыми днями играют с моим девятилетним племянником. Он ей что-то рассказывает по-русски, она ему отвечает по-португальски, и они друг друга отлично понимают. У нас вся семья удивляется, как они находят общий язык", - сказала Наталья.
Одновременно с пониманием приходят и разногласия. Во время разговора с корреспондентом РИА Новости к Наталье прибежала Александра и стала что-то оживленно рассказывать по-португальски. Выслушав дочь, Наталья пояснила, что купила сегодня Александре роликовые коньки, чтобы они вместе с племянником могли кататься.
"Племянник не смог завязать Сандре защиту для локтей и коленей, она обиделась и отказалась с ним кататься", - рассказала Наталья.
По ее словам, общий язык с Александрой находит и старшая дочь Натальи, шестнадцатилетняя Валерия, а также ее многочисленные подруги. Невзирая на языковые барьеры, общается с племянницей и брат Натальи Андрей.
Почему в России нет снега
Сама Наталья до сих пор не может без эмоций говорить об отношении к ней со стороны португальской семьи, воспитывавшей Александру, и португальских СМИ.
"У меня очень негативное отношение к португальской прессе. Они все время, пока длились судебные процессы, поливали меня грязью и некорректно отзывались о жизни в России - фактически "работали" на ту семью. Например, одно португальское издание писало, что я оставляла ребенка в телефонной будке и шла заниматься проституцией. И это не самая грязная ложь, которую я услышала в свой адрес. Вы можете зайти в интернет и все прочитать сами", - рассказала Наталья.
По ее словам, португальская семья, воспитывавшая Александру, психологически "накрутила" девочку.
"Они рассказывали, что в России очень холодно - все время идет снег, что едят в нашей стране только консервы, и Сандра вскоре умрет от холода и голода. Они положили ей с собой в Россию только теплые вещи: шубу, сапоги, кофты. Из летних - пара футболок. Теперь Сандра удивляется и все время спрашивает у меня: почему здесь нет снега?", - пояснила Наталья.
Еще больше Сандра удивилась, что ее любимая собачка Люся, которую она привезла с собой из Португалии, теперь спит в собственной конуре.
"В португальской семье Люся жила в забетонированном дворе, у нее не было собственной конуры, единственным местом, где она могла спрятаться от дождя, был навес. У себя в Пречистом мы поселили ее по русской традиции - в собачьей будке, постелив туда старую овечью шкуру, потому что Люся вскоре должна ощениться. Сегодня утром Сандра подошла к ее конуре и сказала: "Ты видишь, как тебе повезло! У тебя теперь есть свой дом - это такая удача", - рассказала Наталья.