Николай Троицкий, для РИА Новости.
Драматичная история с трехлетним Глебом Агеевым, пострадавшим от жестокости приемных родителей, не прошла мимо внимания российских законодателей. Группа высокопоставленных народных избранников внесла в нижнюю палату законопроект с длинным названием: "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения гарантий прав детей на надлежащее воспитание".
Пока законопроект не добрался до первого чтения. Но подписи его инициаторов очень весомы: это вице-спикеры Госдумы Олег Морозов и Надежда Герасимова и председатели думских комитетов по культуре, по охране здоровья, по конституционному законодательству и госстроительству, безопасности, труду и социальной политике, а также по вопросам семьи, женщин и детей - Григорий Ивлиев, Ольга Борзова, Владимир Плигин, Владимир Васильев, Андрей Исаев и Елена Мизулина. И это с высокой долей вероятности позволяет предположить, что нижняя палата не отмахнется от документа и рассмотрит его.
В нынешнем виде законопроект предлагает усилить наказание за жестокое обращение с ребенком, причем имеются в виду не только побои и физические издевательства, но и оскорбления и унижения. Виновным не удастся отделаться домашним арестом, их планируется отправлять за решетку.
Кроме того, ужесточается ответственность за спаивание несовершеннолетних, как прямое, так и косвенное. Депутаты хотят строго спрашивать за это и с родителей, и со школьных учителей.
Ну а для пущей эффективности авторы предлагают фактически ввести штрафы за недоносительство - как для педагогов, так и для обывателей. Иначе говоря, если гражданин России будет знать, что соседи издеваются над ребенком, и не доложит об этом "куда следует", он при определенных обстоятельствах рискует раскошелиться на 3-4 тысячи рублей штрафа.
Все эти меры, конечно, не решат проблему, но, как говорится, каждое лыко в строку. Едва ли это случайность, что законопроект появился после громкой драматичной истории с трехлетним малышом Глебом Авдеевым, приемных родителей которого с немалым трудом удалось обвинить в жестоком обращении с ребенком.
Тут можно было бы только поворчать, что российский законодатель слишком часто подтверждает старинную пословицу "Пока гром не грянет, мужик не перекрестится". Правда, данный тезис нейтрализуется другой народной мудростью - лучше поздно, чем никогда. Привыкли у нас затевать самые благие дела в режиме кампании, и ничего с этим не поделаешь. Главное, чтобы была хоть какая-то польза.
Однако авторы вышеуказанного законопроекта не ограничились регламентацией материальной сферы. Они решительно вторглись в область духовного и иррационального.
«Введение новых понятий позволит предъявить новые требования и к процессу воспитания детей в образовательных учреждениях. К сожалению, сейчас в законе «Об образовании» есть лишь только обезличенная норма о любви к родине, а не к России как стране проживания ребенка», - разъяснила суть документа председатель думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина, организатор и вдохновитель этой депутатской инициативы.
Но и на этом народные избранники не остановились. Они не только хотят сделать "норму любви к родине" не "обезличенной", но и дают исчерпывающее, на их взгляд, толкование термина "надлежащее воспитание":
"Воспитание, основанное на уважении к родителям, к России, ее истории, традициям и культуре, к Конституции Российской Федерации и к законам Российской Федерации, на идеалах мира, терпимости, свободы, равенства и справедливости, дружбы между народами, этническими, национальными и религиозными группами".
И ладно бы это касалось только школы.
Как признался мне старый знакомый, учитель с 25-летним стажем (свою фамилии он из скромности попросил не называть, да и не в фамилии дело), его коллеги "привыкли к отчетности по вопросам любви. Хоть в любви к партии, хоть к Родине, хоть обезличенной, хоть чисто конкретной. Так что и по данному пункту отчитаются без лишних проблем. Бумажной мороки, конечно, добавится, но ничего страшного в этом нет".
Но гораздо важнее, что за "ненадлежащее воспитание" детей могут ответить по всей строгости закона еще и "родители, иные законные представители или лица, на которые законом или договором возложены обязанности по воспитанию детей". И придется им "нести ответственность, предусмотренную Кодексом об административных правонарушениях, а в случаях, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, уголовную ответственность".
Причем, как следует из текста законопроекта, привлечь родителей могут не только за безусловные безобразия и правонарушения, но и, например, за то, что детям прививается недостаточное "уважении к истории Российской Федерации" или родители не воспитывают их в духе "дружбы между народами".
Могут, конечно, и не привлечь. Мало того, в Москве или в Санкт-Петербурге подобные эксцессы исключены.
Но, как объяснил мне кандидат юридических наук, член московской коллегии адвокатов Владимир Кондратьев, "вся беда - в возможности расширительного толкования. В законопроекте дается подробное толкование понятий "воспитание" и "надлежащее воспитание", но не расшифровываются термины "уважение", "любовь" или "дружба народов". Это звучит абсурдно, но если законодатель взялся регламентировать столь деликатную сферу, то пусть уж идет до конца - растолковывает все пункты, по которым можно будет привлекать граждан к административной и уголовной ответственности".
Впрочем, и эти юридические шероховатости можно убрать. Законопроект пока еще не прошел даже первого чтения, и его можно сколько угодно править и редактировать.
Другое дело, что есть в этом документе "первородный грех", на который обратил внимание директор Центра образования № 548 «Царицыно» г. Москвы, заслуженный учитель Российской Федерациит и член Общественной палаты Ефим Рачевский: "Должность классного руководителя существовала только в Советском Союзе, и осталась в российской школе. Дело в том, что за 80 лет советской власти государство целенаправленно перестало доверять воспитание семье, ибо воспитание было исключительно государственной функцией. Меня пугает очень сильно вот эта тенденция – вновь взвалить всю ответственность за воспитание на государство, подчинив интересам государства не только школу, но и семью".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции