Виктор ЛИТОВКИН, «НВО», специально для РИА Новости.
Сегодня в московских школах– последний звонок. Помимо прочего – это повод вспомнить о военной службе. Ведь в нынешнем году срок призыва продлен. Теперь весенняя призывная компания заканчивается законодательно не 1 июля, как обычно, а 15 июля. Это сделано для того, говорят генералы, чтобы выпускники вузов и техникумов успели получить диплом, отгулять окончание учебы и с «чистым сердцем» отправлялись в войска.
Работники главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба (ГОМУ ГШ), ведающие призывом, обещали не хватать за руки выпускников средних школ, которым до 15 июля исполнится 18 лет, карауля их после получения аттестата. Все, кто подлежит призыву, и не имеет права на отсрочку по тем или иным показателям, говорят в Генеральном штабе, должны после окончания школы отслужить положенные им 12 месяцев. Поступить в вуз или техникум они смогут и через год. Результаты ЕГЭ (единого государственного экзамена), которые являются основанием для поступления в высшее учебное заведение, действительны в течение трех лет. Этот факт снимает все возражения о том, что за время службы кто-то растеряет все знания и не сможет выдержать вступительный экзамен. Теперь его сдавать не надо, успокаивают военные.
Конечно, с такими утверждениями согласятся далеко не все. И тут каждый, как это вообще происходит в жизни, будет выбирать для себя наиболее выгодный вариант. Но важно то, что сегодня можно оспорить выводы призывной военно-врачебной комиссии. Пройти, по желанию, исследование в независимом медицинском учреждении.
Правда, за такое исследование придется платить, но зато иные результаты можно предъявить суду, которые, в конце концов, и призван рассудить конфликт между призывной комиссией, военкоматом и призывником. Есть сегодня комитеты солдатских матерей, которые могут помочь тем, кто считает, что с ними, с их взрослыми детьми поступают не по закону и не по справедливости. Есть, наконец, и «горячая линия» ГОМУ ГШ, которая сейчас работает два дня в неделю, по вторникам и четвергам (телефоны размещены на сайте военного ведомства).
Между тем потребность в пополнении рядов призывников у Министерства обороны есть. На сегодняшний день из 305 560 юношей, которых нынешней весной необходимо поставить в боевой строй, по сообщениям военных, получили повестки и прошли военно-медицинскую комиссию только 209 608 человек. 65 тысяч человек отправлены на повторное врачебное освидетельствование в гражданские медицинские учреждения, не связанные с армейскими структурами. Сделано это, как утверждают в Генеральном штабе, для более объективного вынесения вердикта о годности молодого человека к воинской службе. «Армии больные не нужны», заявляют генералы.
В этих словах есть определенное лукавство. Больные действительно не нужны, но как-то раз за разом получается, что они все-таки просачиваются в войска. Можно подумать, по собственной инициативе. После каждой призывной компании военные врачи вынуждены комиссовывать около 8 тысяч новобранцев после двух-трех месяцев службы. И это при том, что в прошлые годы весной и осенью в строй становились по 150-200 тысяч солдат и матросов. В этот раз их необходимо набрать, как мы уже упоминали, более 300 тысяч. Естественно, процент «брака», несмотря на все действительные или только декларируемые намерения генералов, может быть гораздо выше.
В качестве призывного контингента, как не раз уже сообщалось в печати, с прошлой осени никаких принципиальных изменений не произошло. Так же, как и раньше, что подтверждается словами начальника Главного военно-медицинского управления Минобороны России-начальника медицинской службы Вооруженных сил, генерал-лейтенанта медицинской службы Владимира Шаппо, полностью годными к военной службе могут быть признаны 67,9% призывников, 24,4 % - ограниченно годными. Временно негодными, теми, кому необходимо подлечиться, - 6,5 %, а абсолютно негодными – 1,2% молодых людей. К примеру, из осеннего призыва 2008 года более чем десяти тысячам солдат и матросов пришлось назначать дополнительное питание, так как их вес не соответствовал росту. А из половины призывников, по утверждению того же Главного организационно-мобилизационного управления, в основном психофизического свойства, только 50% новобранцев можно доверить оружие.
Казалось бы, все эти цифры, которыми не устают потчевать общественность военные, должны подвести генералов и властные органы страны к очевидной мысли, что надо уменьшать количество призывников и увеличивать число контрактников на всех особо ответственных армейских и флотских постах, связанных с оружием и боевой техникой.
Но, увы, признание призывных проблем и попытки их коренным образом исправить – никак не сходятся на законодательных и финансово-экономических основах. Что в «тучные» времена, что во времена финансового кризиса. Оклады, которые предлагаются для воинов-контрактников, не становятся стимулом для молодых, здоровых и ответственных парней посвятить несколько лет своей жизни воинской службе по защите родины.
Правда, не все так безнадежно. Критика гражданским обществом работы военных все-таки приносит иногда свои плоды. К примеру, уже второй год подряд весной и осенью всех призывников, отправляющихся в войска, переодевают в военную форму прямо на сборных пунктах. Иногда это выглядит достаточно смешно, когда практически в летнюю жару парня одевают в зимний бушлат и шапку-ушанку на искусственном меху, выдают ему рюкзак с теплым нательным бельем и рукавицами, утепленный зимний полевой комбинезон, байковые портянки… Но сделано это, как утверждают офицеры ГОМУ ГШ, чтобы никто, не дай бог, не простудился в пути к месту службы.
Подобные случаи всегда вызывают крайне острую реакцию в СМИ, и генералы теперь перестраховываются. Более того, они приняли решение в каждую команду, отравляющуюся к месту службы, числом в 40 человек и более, назначать сопровождающего врача или фельдшера. На всем пути кормить новобранцев горячей пищей. А москвичей не отправлять далеко от дома. Все уроженцы столицы, которых поставят в воинский строй этой весной (а это примерно 5 тысяч) будут служить в пределах Московской области или на ее границах. Но не дальше Уральских гор.
Сделано послабление и для тех, кто добился права на альтернативную гражданскую службу. Их число в последнее время стремительно падает и не превышает в последнее время 200-300 человек на каждый призыв, а всего сегодня только 900 человек проходят подобную службу. Тем не менее, им разрешили исполнять свой долг перед страной рядом с домом. Конечно, если есть такая возможность – то есть предприятие или учреждение, включенное в список организаций, где могут проходить альтернативную службу молодые люди, располагает соответствующей вакансией.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции