Досым Сатпаев, руководитель Группы оценки рисков (Казахстан), член Экспертного совета РИА Новости.
В мире есть не так много региональных организаций, чей смысл существования не совсем понятен даже его участникам. К таким организациям можно отнести и Содружество Независимых Государств. Всем уже давно ясно, в том числе и Казахстану, что основную ставку следует делать на двусторонние отношения, которые могут иметь разный уровень активности и масштаба в зависимости от политических и экономических приоритетов страны. Именно поэтому очередная встреча глав правительств стран СНГ, проходящая сейчас в Астане, с информационной точки зрения - без претензий на сенсацию. Однако пристальное внимание вызывают двусторонние переговоры.
В свое время Казахстан вносил свои предложения по реформированию СНГ. Возьмем хотя бы идею о легализации нелегальной трудовой миграции, от которой сейчас в большей степени страдают именно Россия и Казахстан. При этом для других стран СНГ это действительно серьезная экономическая, политическая и демографическая проблема. Не думаю, что тот же Киев, Кишинев или Тбилиси не осознают зависимость своих граждан от трудового рынка России, который в случае дальнейшей конфронтации с Москвой может быть закрыт. Вопрос усиления толерантности по отношению к мигрантам – в повестке дня глав правительств СНГ.
Гораздо более сложным оказался вопрос единого образовательного пространства в рамках СНГ. Не стоит забывать, что за прошедшие годы система образования в большинстве постсоветских государств развивалась в русле выбранных идеологических конструкций. И дело не в том, что сложились разные образовательные стандарты. Основная проблема заключается в том, что эти стандарты в основной своей массе стали «ниже плинтуса». И сейчас более актуальным является восстановление потерянного образовательного потенциала, после чего уже можно говорить о формировании единого пространства.
Но самым главным в свое время было предложение Казахстана по организационному реформированию СНГ - этой громоздкой структуры, которая умудрялась плодить бесчисленное количество бюрократов, действующих под крышей Содружества. К сожалению, это осталось только разговорами. Ощущение, что в странах СНГ часы показывают разное время. Вот и живут люди вроде бы вместе, а каждый в своем временном измерении.
И единственный способ хоть как-то сверить часы появляется только во время очередных формальных и неформальных саммитов в рамках Содружества, которые, как правило, заканчиваются подписанием нового совместного документа, о существовании которого многие забывают сразу же после встречи.
Однако как бы не хоронили СНГ, это пока единственная региональная организация, которая позволяет практически всем президентам суверенных республик иметь общую площадку для диалога. И хотя бы в таком формате есть о чем поговорить. Например, о реализации Стратегии экономического развития Содружества до 2020 года, которая была принята в ноябре прошлого года в Кишиневе.
Интересно отметить, что одной из целей Стратегии является превращение Содружества в значимого участника системы международных экономических отношений. К тому же мировой финансовый и экономический кризис, по логике вещей, должен был ускорить центростремительные процессы в рамках СНГ. Как это сейчас происходит в других регионах мира, которые стараются объединить усилия для снижения негативных последствий от кризиса, будь то страны Юго-Восточной Азии или Латинской Америки.
В этом плане встреча в Астане покажет, на какой стадии сейчас находится реализация данной Стратегии, в которой, в частности, говорится о необходимости формирования зоны свободной торговли в рамках СНГ и о создании сети международных транспортных коридоров.
Пока, как показывает практика, даже в условиях кризиса страны СНГ стараются выживать поодиночке, делая акцент на протекционизм и защиту своих рынков. Исключением не стал и Казахстан. Одной из причин девальвации казахстанской национальной валюты на 25% была попытка защитить местный рынок от более дешевой импортной продукции из той же России, с которой Казахстан (вместе с Белоруссией) вроде бы собирается формировать единое таможенное пространство.
Кстати, за несколько дней до встречи глав правительств государств - участников СНГ, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев встречался с генеральным секретарем ЕвразЭС Таиром Мансуровым, который доложил о ходе создания Таможенного союза Казахстана, Беларуси и России. По официальным данным, тремя государствами уже согласованно 88% всех необходимых документов. И в июне текущего года они собираются подписать еще 6 международных договоров. Планируется, что к концу текущего года главы государств утвердят таможенные кодексы Евразийского экономического сообщества и таможенного союза.
Сегодня в Астане председатель правительства России Владимир Путин со своим казахстанским коллегой собирается рассмотреть вопросы в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе в атомной энергетике, где у двух государств уже есть совместные проекты. В частности, речь идет о создании международного центра по обогащению урана в Ангарске. Для России может быть интересным и предложение Казахстана сформировать банк ядерного топлива под контролем МАГАТЭ. Стоит напомнить, что еще в прошлом году под это дело американцы выделили 50 миллионов долларов. Неудивительно, что Казахстан поторопился предложить свою территорию для размещения этого банка.
Весьма актуальными являются действия Казахстана по ратификации соглашения о строительстве Прикаспийского газопровода. Не менее важно совершенствование договорно-правовой базы по комплексу «Байконур», а также использование и охрана трансграничных водных объектов. В последнем случае Казахстан и Россия могут объединить усилия в переговорах с Китаем по поводу трансграничной реки Иртыш, которая теряет свой уровень из-за слишком высокого водозабора со стороны китайской стороны.
Всего главам правительств стран СНГ предстоит обсудить 18 проектов документов. Отдельным пунктом они рассмотрят вопрос о совместной борьбе с гриппом А/Н1N1.
Конечно, для многих стран, входящих в СНГ, сейчас важнее всего минимизировать последствия кризиса. Несмотря на аморфность этой региональной организации, если бы не было СНГ, ситуация в большинстве новых независимых государств была бы гораздо сложнее.
Даже если рассматривать географически, у бывших советских республик должна быть хоть какая-то основа для взаимодействия не только в рамках двусторонних взаимоотношений. СНГ для этого вполне подходит, так как другой альтернативы с таким широким составом участников пока нет. По крайней мере, к Содружеству все привыкли, а это уже неплохо.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции