21 мая 2009 года состоялся рабочий визит Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина в Республику Казахстан.
В ходе визита глава правительства РФ обсудил ход реализации отдельных пунктов Плана совместных действий Казахстана и России на 2009-2010 годы, вопросы в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе атомной энергетики, совершенствования договорно-правовой базы по комплексу «Байконур», использования и охраны трансграничных водных объектов, а также ряд проблемных вопросов двустороннего сотрудничества.
Российско-казахские отношения на современном этапе охватывают целый ряд областей.
Политическое сотрудничество
Взаимоотношения с Российской Федерацией рассматриваются Казахстаном в качестве основного приоритета внешней политики.
За последние годы достигнут большой прогресс по таким важным направлениям сотрудничества, как делимитация государственной границы (самой протяженной сухопутной границы в мире – более 7,5 тысяч километров), углубление интеграции в двустороннем и многостороннем форматах, тесное взаимодействие по наиболее актуальным вопросам международной повестки дня.
Большое значение для развития союзнических отношений между двумя странами имеет поддержка Россией внешнеполитических инициатив Казахстана (СВМДА, Съезд лидеров мировых и традиционных религий). Россия выразила свою твердую поддержку заявке РК на председательство в ОБСЕ в 2010 году.
Казахстан также поддерживает основные внешнеполитические инициативы России (ОДКБ, ЕврАзЭС, ШОС).
Торгово-экономическое сотрудничество
Россия является крупнейшим торговым партнером Казахстана, двусторонний торговый оборот с которой составляет 18% от всего объема внешней торговли РК. 74 из 88 регионов России имеют торгово-экономические отношения с Казахстаном. За 2008 год товарооборот составил 19,9 млрд. долл. США, увеличившись на 22% по сравнению с 2008 годом.
Особое значение в развитии казахстанско-российского сотрудничества в сфере экономики занимают экономические связи между приграничными областями двух стран, где действуют более 3100 совместных предприятий, среди которых такие крупные: «Казросхром», «Коксохим», автомобильный комплекс на базе УралАЗ и Костанайского дизельного завода.
Во многом развитие казахстанско-российского приграничного сотрудничества обязано тому вниманию, которое уделяют ему главы двух государств. Свидетельством этого внимания являются регулярно проводимые форумы приграничных регионов Казахстана и России.
Особое место занимает прошедший V-ый Форум руководителей приграничных регионов который состоялся 22 сентября 2008 года. Как известно главами государств было принято решение о его преобразовании в Форум межрегионального сотрудничества.
Кроме того, между Казахстаном и Россией создана Межправительственная комиссия, в рамках которой решаются вопросы двустороннего сотрудничества.
Очередное 12 заседание МПК состоялось 26 ноября 2008 года в г.Москва ( 11 заседание было проведено 26 ноября 2007 года в Астане).
Казахстан и Россия являются общепризнанными «локомотивами» интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Данная роль во многом обусловлена уровнем их экономического развития, глубиной и успехом структурных преобразований в экономике.
Ключевую роль при этом играет политическая воля руководителей обоих государств и далее развивать эти процессы.
Казахстан и Россия, невзирая на объективные и субъективные проблемы, уверенно продолжают непростой путь по углублению региональной интеграции. Руководство обоих стран отдает себе отчет в том, что реальная интеграция – сложный и болезненный процесс, который требует времени, осмысления опыта, накопленных ошибок и их разумного преодоления. Успех в этом деле во многом зависит от развития отношений между теми государствами, которые составляют ядро интеграционных процессов на постсоветском пространстве, а именно Казахстаном и Россией.
Именно осознание этого факта лежит в основе попыток Казахстана и России первыми выйти на новый уровень региональной интеграции, с учетом сложившихся политических и экономических реалий. Свидетельством тому является начало формирования Таможенного Союза ЕврАзЭС, решение о создании которого было принято 6 октября 2007 г. на саммите в Душанбе. В этот Союз пока только войдут Россия, Казахстан и Беларусь, как страны, обладающие в настоящее время необходимым для этого экономическим весом. Однако основным аргументом в пользу того, что данная структура окажется жизнеспособной и эффективной является то, что Таможенный Союз будет иметь наднациональный орган, что является принципиальным моментом. Ему будут переданы некоторые функции национальных правительств.
Процесс формирования таможенного союза потребует от государств принятия комплекса мер, начиная с формирования необходимой институциональной базы, согласования единого таможенного тарифа до унификации торговых режимов по отношению к третьим странам и созданию единой таможенной территории, чтобы союз начал реально функционировать.
Работа по согласованию и унификации единого таможенного тарифа в рамках Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси будет завершена до 1 апреля 2009 г.
Последовательное построение и функционирование таможенного союза послужит площадкой для эволюционирования Союза в более развитую форму экономической интеграции – единое экономическое пространство, где будет обеспечиваться принцип четырех свобод: товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
Правовой статус Каспийского моря
Казахстан и Россия в двустороннем формате решили вопросы разделения шельфа Каспийского моря. Зафиксировано прохождение модифицированной срединной линии, разграничивающей дно Каспийского моря между двумя странами в целях недропользования, а также организации совместной деятельности по разработке структур «Курмангазы», «Центральная» и месторождения «Хвалынское». Кроме того, на Тегеранском саммите глав прикаспийских государств в октябре 2007 года его участники подписали Декларацию и достигли договоренностей, которые, по оценке главы Казахстана, «являются прорывом в переговорном процессе по определению статуса Каспийского моря».
Также в ходе Тегеранского саммита Президентом Казахстана было выдвинуто предложение о делимитации акватории Каспийского моря, которое, по мнению экспертов, может стать основой для достижения консенсуса, хорошей стартовой площадкой для приведения позиций всех пяти договаривающихся сторон к общему знаменателю.
На данном этапе переговорного процесса казахстанская сторона выступает за продолжение диалога в различных форматах для выработки взаимоприемлемых формулировок по концептуальным положениям правового статуса, определяющим основные направления взаимодействия государств на море, которые должны отвечать декларируемому стремлению сторон к тому, чтобы Каспий стал морем дружбы, добрососедства и сотрудничества.
Эти политические договоренности имеют большое значение для дальнейшего развития казахстанско-российского стратегического партнерства.
Взаимодействие в военной и военно-технической сфере
Стабильно развивается сотрудничество между Казахстаном и Россией в военно-технической сфере.
Основой сотрудничества двух стран в военной и военно-технической сфере являются Договор между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о военном сотрудничестве от 28 марта 1994 года и Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве от 28 марта 1994 года.
Казахстанские военнослужащие обучаются в России на льготных условиях. Казахстанская сторона берет на себя содержание слушателей и курсантов, а российская сторона за счет собственных средств оплачивает их обучение.
Урегулированы взаимные финансовые вопросы и условия использования испытательных полигонов. В этой связи внесены соответствующие изменения в ряд межгосударственных и межправительственных двусторонних соглашений.
Ведется работа по подготовке к подписанию проекта Межправительственного соглашения о реализации программ совместных работ в сфере военно-технического сотрудничества в интересах вооруженных сил Республики Казахстан и Российской Федерации, а также по подготовке Межправительственной Программы поставок продукции военного назначения в интересах вооруженных сил Республики Казахстан и Российской Федерации на 2008-2012 годы.
Энергетика
В энергетической сфере Казахстан и Россия взаимодействуют в вопросах транспортировки казахстанского углеводородного сырья на мировые рынки с использованием магистральных трубопроводов России, совместно модернизируют нефтегазодобывающие производства.
Казахстан и Россия являются основными акционерами Каспийского трубопроводного консорциума. Уже сегодня Казахстан является третьим (после России и Норвегии) по величине экспортером нефти на рынок Европейского Союза из числа стран – не членов ОПЕК.
В связи с увеличением добычи и реализации казахстанского газа активизировалось взаимодействие по переработке газа в России и использованию российской транспортной инфраструктуры для его экспорта. Заметным достижением в этой сфере стала договоренность между казахстанской и российской стороной о переработке газа с Карачаганакского месторождения в России. В этой связи 3 октября 2006 года в Уральске было подписано межправительственное Соглашение о сотрудничестве в создании хозяйственного общества на базе Оренбургского нефтеперерабатывающего завода.
Одним из важных элементов энергетического партнерства двух стран является транзит туркменского (а также узбекского) природного газа в Россию и далее на рынки Европы.
В декабре 2007 года подписано Соглашение между Правительствами Казахстана, России и Туркменистана о сотрудничестве в строительстве Прикаспийского газопровода для транспортировки туркменского и казахстанского природного газа по территориям Республики Казахстан, Российской Федерации и Туркменистана.
В 2006 году было создано три совместных казахстанско-российских предприятия в области мирного использования атомной энергии, которые занимаются добычей урана на территории Казахстана, разработкой нового типа атомного реактора малой и средней мощности. Учитывая научно-производственный потенциал России и Казахстана в атомной энергетике, под контролем МАГАТЭ на территории России создан и открыт для участия других стран Международный центр по предоставлению услуг ядерного топливного цикла, включая обогащение урана. Казахстан стал первым государством, присоединившимся к данной инициативе России.
Планируется создание и эксплуатация АЭС на территории Казахстана (г.Актау), что может стать одной из точек технологического прорыва в машиностроении.
Перспективные сферы взаимодействия
Казахстан и Россия последовательно развивают сотрудничество в сфере высоких технологий.
В первую очередь, это касается сотрудничества в космической сфере. Для этого есть все условия, главным из которых является совместное использование космодрома «Байконур». Как отметил во время своего визита в Казахстан в мае 2007 года В.Путин: «Чтобы не потерять Байконур, его, конечно, нужно использовать совместно. Это очевидно для любого специалиста».
Ведется планомерная работа по созданию современного ракетно-космического комплекса «Байтерек», включению казахстанских космонавтов-испытателей в составы космических экипажей Международной космической станции.
В мае 2008 года подписаны межправительственные соглашения о совместной работе по проекту Глобальной системы спутниковой навигации (ГЛОНАСС), и в области исследования космического пространства в мирных целях.
Как ожидается, это даст мощный толчок развитию в Казахстане новых наукоемких производств, позволит обеим странам полнее реализовать свой научно-технический и интеллектуальный потенциал.
Особое значение приобретает инновационное сотрудничество, включая нано - и биотехнологии, создание искусственного интеллекта, а также внедрение цифрового вещания.
В целях качественного изменения содержания казахстанско-российского сотрудничества под руководством Президентов РК и РФ создана рабочая группа по инновационному развитию. В ее формате за короткое время уже проведены заседания и определены главные направления деятельности, основные сферы приложения инновационного сотрудничества. Также рассматривается вопрос создания совместного казахстанско-российского венчурного фонда между акционерным обществом «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», компанией «Роснанотех» и Российской венчурной компанией.
У Казахстана и у России существует достаточная научная база, позволяющая развивать наукоёмкие производства на основе отечественных разработок по ряду направлений. Особого внимания заслуживают совместные высокотехнологичные проекты в химической отрасли, в том числе производство минеральных удобрений, а также проекты по сельскому хозяйству.
Культурно-гуманитарное сотрудничество
Получают дальнейшее развитие традиционные культурно-гуманитарные связи. В октябре 2007 года подписана Межправительственная программа по сотрудничеству в гуманитарной сфере на 2007-2010 годы, направленная на реализацию конкретных мероприятий в сфере образования, гуманитарных наук, культуры, СМИ, туризма и спорта, здравоохранения, деятельности молодежных организаций и т.д.
Созданы условия по обеспечению равенства прав граждан двух государств, развития культуры народов, получения образования, а также сохранения и развития национальной самобытности, реализации ими духовно-религиозных потребностей и обучения на родном языке.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости