Дмитрий Бабич, обозреватель РИА Новости.
Сравнение американского президента Барака Обамы с Михаилом Сергеевичем Горбачевым, весьма популярное перед ноябрьскими выборами 2008 года, оказалось верным по крайней мере в одном пункте. Несмотря на недолгий срок правления, у Обамы уже появилось много оппонентов, обвиняющих его в слабости, потакании врагам и предательстве принципов – то есть в тех самых грехах, в которых консервативная партийная оппозиция обвиняла Горбачева.
Критики Обамы ведут свой огонь по многим направлениям. Сомнения вызывают планы массивного вливания денег в экономику: многие специалисты опасаются, что вместо «чуда роста» США получат на выходе инфляцию, которая ударит по держателям американской валюты во всем мире. Есть вопросы и по поводу рекордного дефицита бюджета, и насчет банкротства некоторых казавшихся непотопляемыми компаний.
Но, пожалуй, самая острая критика, на грани прямых оскорблений, раздается по поводу «пренебрежения» безопасностью Израиля, которое якобы проявляет Обама. Пока что это «пренебрежение» сводится в основном к символическим жестам.
Несколько недель назад прозвучало беспрецедентное прямое обращение американского президента к народу Ирана – страны, с которой США вот уже 30 лет не поддерживают дипломатических отношений и которую пять лет назад (на волне первоначальных успехов при вторжении в Ирак) всерьез собирались бомбить.
На этой неделе Обама достаточно холодно принял в Вашингтоне нового консервативного израильского премьера Беньямина Нетаньяху, указав ему на необходимость создания независимой арабской Палестины (так называемая «формула двух государств», предполагающая создание на территории нынешнего Израиля еврейского и арабского государств с общей столицей в Иерусалиме). А в июне, во время своего тура по странам Ближнего Востока, Обама точно намерен посетить Египет, но пока ничего не известно о его планах посетить еврейское государство.
Консервативные «осы» американского экспертного сообщества усмотрели во всем этом признаки предательства старинного союзника США на Ближнем Востоке. Наш бывший соотечественник Ариель Коэн, специалист по российским и евразийским исследованиям в фонде «Наследие» (Heritage Foundation), выступил по этому поводу с наиболее радикальной статьей в газете «Вашингтон таймс». В ней он обвиняет администрацию Обамы в том, что она «приближается к опасной черте – вымогательству у Израиля уступок под угрозой ядерного холокоста, который может развязать бесноватый иранский президент Махмуд Ахмадинежад». Что же касается идеи о создании на территории сегодняшнего Израиля двух государств, то, с точки зрения Коэна, это было бы равносильно возврату Израиля к границам, существовавшим до арабо-израильской войны 1967 года. Поскольку эти границы очень трудно защищать против возможной коллективной атаки со стороны арабских стран, Коэн со ссылкой на израильское общественное мнение называет их «границами Освенцима», подразумевая, что запертые в этих границах израильтяне окажутся в положении узников нацистских концлагерей.
Другой критик Обамы, выступающий на страницах «Уолл стрит джорнэл», бывший оперативник ЦРУ, а ныне научный сотрудник в Фонде защиты демократий Марк Герехт, отмечает, что Обама пока использует в отношении иранского режима только пряники, хотя надо бы использовать кнут. Таковой кнут, с точки зрения Герехта, сегодня совершенно необходим, поскольку только коллективный отказ стран ЕС от импорта иранского газа и нефти может удержать Иран от скорого создания атомной бомбы.
Обама, безусловно, ощущает дискомфорт от этих обвинений. Хотя упреки в потакании новым нацистам, стремящимся загнать твоих союзников в новые концлагеря или сжечь их ядерным взрывом, отдают демагогией, они тем не менее находят благодарную почву среди части американского населения.
Согласно опросу общественного мнения, проведенному в США компанией Zogby International, ситуация на Ближнем Востоке поляризует американское общественное мнение. Среди избирателей соперника Обамы, консервативного сенатора Джона Маккейна, 73 процента выступают против навязывания Израилю «формулы двух государств» и лишь 16 процентов поддерживают принуждение Израиля к этой формуле, официально являющейся частью американской внешней политики. Среди избирателей Обамы этот социологический расклад повторяется с точностью до наоборот: 71 процент – за давление на Израиль и 18 процентов – против.
Даже если Обама решит проигнорировать мнение проигравшего «маккейновского» меньшинства, слишком упорное стремление добиться уступок со стороны Израиля может стоить Обаме поддержки важной части его собственного электората – либерального американского еврейства.
На выборах 2008 года 76 процентов американцев еврейского происхождения проголосовали за Обаму. Определенную роль тут сыграли, конечно, неприязнь к Бушу и усталость от войны в Ираке. Тем не менее отход Обамы от предвыборного обещания оставить Иерусалим «неделимой столицей Израиля» может оттолкнуть от него и самых верных избирателей в этой среде.
Пока Обама реагирует на критику справа вполне по-горбачевски: выступает с оптимистическими заявлениями, отмалчивается, слыша неприятные реплики или просто читает речи «за все хорошее и против всего плохого». Но рано или поздно ему придется дать ответ и на самые неприятные вопросы.