Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Нынешний саммит Россия-ЕС в Хабаровске 21-22 мая – занимательная вещь. Если судить по его повестке дня, то мы с Европой живем большой и полнокровной жизнью: на саммите обсуждались проблемы выхода из мирового экономического кризиса, проблемы энергетической безопасности, новой архитектуры европейской безопасности, сопоставлялся подход Брюсселя и Москвы к основным международным проблемам – Иран, Афганистан, Ближний Восток, Пакистан, проблемы протекционизма. Все вроде бы если и не гладко, то вполне функционально.
Проблем здесь две. Первая - трудно понять, как нам с ЕС вообще удалось дохромать до хабаровского саммита и провести его, не разругавшись еще больше? И вторая: куда и, главное, как мы пойдем из Хабаровска?
А идти из Хабаровска будет гораздо труднее, чем было к нему двигаться. Направление вроде известно – Швеция. Стокгольм с 1 июля заступает на ротирующийся пост председателя Европейского Союза, и осенний саммит ЕС-Россия пройдет где-нибудь в Швеции: наши саммиты организуются регулярно – весной-летом в одном из городов России, осенью-зимой – в стране-председателе ЕС. Но добраться обратно «от тайги до британских морей» будет, похоже, еще сложнее, чем было довести все руководство Евросоюза до славного города на Амуре.
Мы шли к хабаровской встрече так, словно тащили за собой через глухую тайгу кучи хвороста и сучьев, и под их следом полностью скрылись все остатки действительного сотрудничества и партнерства.
С августа прошлого года Москву и Брюссель начала разделять «кавказская война», Грузия, признание Абхазии и Южной Осетии. Позже к этому добавился транзитный газовый кризис с Украиной и отключение Европы «от крана». Еще позже на все это наложилось соглашение ЕС и Киева модернизировать газотранспортные системы Украины. Без участия России, на что мы смертельно обиделись, словно этого и не ждали. И, наконец, ЕС окончательно раздражил Москву запуском в апреле программы «Восточного партнерства». Кремль, не без оснований, считает ее попыткой создать дополнительный кордон вокруг границ России: в программу входят Армения, Грузия, Украина, Молдавия, Белоруссия и Азербайджан. И в промежутках между всем вышеупомянутым были еще и шпионские высылки, взаимные обвинения в протекционизме, скандалы с «украденными» детьми и детьми возвращенными.
Очень нехороший это был фон для Хабаровска. Такой нехороший, что аналогичный даже припомнить сложно. А встреч до Хабаровска все же было 22, нынешняя – 23-я. Для этого саммита даже не было запланировано никакого окончательного коммюнике. Ну, какие же, право, итоги, после прохода через такой бурелом? Даже показать «величие России», дать европейцам «лучше ее почувствовать» - и то не получилось. Все руководство ЕС – и «Верховный еврокомиссар» Мануэль Баррозу, и Верховный представитель по внешней политике Хавьер Солана, и президент Чехии Вацлав Клаус (представитель страны -председателя) прилетели в Хабаровск на самолете. И «пело под ним зеленое море тайги», которое вкупе с проблемами вовсе не навевало радостных настроений. Как выразился один европейский дипломат по дороге на Амур, как раз над тайгой: «Если мы выберемся из Хабаровска с минимальным ущербом и даже без какого-нибудь прорыва, то этого уже будет достаточно». Сейчас дело уже дошло до того, что обе стороны всерьез подумывают над тем, чтобы вообще урезать частоту саммитов и проводить их не два раза в год, а один. А вместо второго устраивать рабочие встречи нашего премьера с представителями руководства ЕС.
Мы сегодня даже всерьез и не говорим о продвижении к подписанию нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве, взамен утратившего силу в 2007-м году. Оно с тех пор регулярно продлевается. По новому договору уже прошло четыре консультации. Пятая намечена на июнь. Что мы будем обсуждать там после Хабаровска - не совсем ясно. Позиции по договору разнятся, как и прежде – Россия хотела бы общего соглашения, а Брюссель настаивает на том, чтобы в нем все было регламентировано до мельчайших деталей. А мы хотим, чтобы было законно, но «как всегда».
Еще до Хабаровска было известно, что в нем не получится того самого главного, с чем Россия в Хабаровск направилась – попытаться убедить Европу в необходимости заключения нового соглашения по энергетической безопасности взамен так не полюбившейся нам Энергетической Хартии. Буквально за неделю до саммита в Хабаровске Брюссель дал понять, что он все российские предложения готов будет выслушать и обсудить, но смотреть на них будет исключительно через призму Энергетической хартии. Т.е. она ЕС вполне устраивает и никакой иной документ ему не нужен. Европейцы, в принципе, понимают желание России «модернизировать» своими добавлениями Договор об энергетической хартии, защитить свои права в третьих странах-транзитерах газа.
Собственно, в этом и есть основная загвоздка. Там только не понимают, почему отстаивать свои газовые права в транзитных государства Россия хочет через «Газпром». Для Европы «Газпром» - чуть ли не отдельная, зловещая газовая империя. Брюссель последние несколько лет идет к разрушению монополий поставщиков и транспортировщиков газа, и наш «Газпром», который Москва упорно хочет внедрить на европейские рынки газового транзита и распределения, как-то не совсем вписывается в эту демонополизацию. Любопытно, у нас при подготовке новых предложений о договорно-правовой основе газовых отношений в Европе такие «мелочи» учитываются? Ведь начался этот курс ЕС не месяц и не год назад?
Решать наши газовые проблемы нам, конечно, придется. Только, видно, без розыгрыша «третьего игрока» развязать газовый узел не удастся. Этот «третий», кстати, внимательно следил за всем, что происходило в Хабаровске, с другой стороны Амура.
Как раз в Хабаровске стало известно, что к предстоящему через месяц визиту в Москву председателя КНР Ху Цзиньтао будут готовы предложения России по созданию новой системы поставок газа в Китай и регион АТР. Это предусмотрено Восточной газовой программой России. В ее рамках планируется создание единой системы добычи и транспортировки газа в Азию. Это, конечно, не ответ на «Восточное партнерство» ЕС. Зато такая программа поможет несколько отрезвить тех в Европе, кто говорит, что Россия сама сидит «на игле» европейских газовых настроений и полностью зависит от готовности Европы покупать или не покупать у нее газ. Куда она денется, Россия? Диверсификация продаж такую проблему снимет.
Проблему новой европейской архитектуры безопасности в Хабаровске, по большому счету, вообще можно было бы и не обсуждать. Это не совсем тот форум. Нет ни у Баррозу, ни у Соланы никаких полномочий на этот счет. Они лишь могут передать всем 27-членам мнение Москвы. Такие вещи обычно вносятся в повестку дня оттого, что по другим вопросам ничего конкретного ждать не приходится.
Трудно пока сказать, как мы выберемся из создавшегося сложного положения, и кто первый найдет в себе силы пойти на уступки и компромиссы для того, чтобы отношения с Большой Европой начали возвращаться к нормальному состоянию.
В Евросоюзе тоже нет единства во взгляде на сегодняшнюю Россию. Надо сказать, что Большая Европа все последние лет десять неизменно впадает в состояние некоего раздвоения личности, когда речь заходит о большом восточном соседе. Здесь существует некое подобие неофициального «клуба друзей России» (понятие, конечно, относительное) - Германия, Франция, Италия, Греция, Кипр, и клуб «убежденных скептиков» - Британия, вся Скандинавия, Прибалтика, Польша. У этой группы, между прочим, более всего «союзников» в Европейской комиссии: брюссельские бюрократы всегда недолюбливали Москву, как говорится, всем составом. Правда, теперь из ЕС начинает вычленяться еще и некое подобие группы скептиков-прагматиков. Для них Москва хоть и не совсем симпатична, но вести дела с ней надо, поскольку никакой альтернативы этому нет и не будет в обозримом будущем. Сюда западноевропейские эксперты по ЕС причисляют сейчас Финляндию, Латвию, Эстонию, Болгарию, Румынию.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции