Рейтинг@Mail.ru
Окультуривание сверху - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Окультуривание сверху

© РИА Новости / Гайдар БатырхановРоссийская Академия театрального искусства
Российская Академия театрального искусства
Читать ria.ru в
Месяц май ознаменован громким скандалом в театрально-вузовской среде. Профессорско-преподавательский состав Российской академии театрального искусства (РАТИ-ГИТИС) дружным строем яростно выступил против распоряжения министерства культуры об отставке ректора РАТИ Марины Хмельницкой и назначении исполняющим ее обязанности Юрия Шерлинга

Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.

Месяц май ознаменован громким скандалом в театрально-вузовской среде. Профессорско-преподавательский состав Российской академии театрального искусства (РАТИ-ГИТИС) дружным строем яростно выступил против распоряжения министерства культуры об отставке ректора РАТИ Марины Хмельницкой и назначении исполняющим ее обязанности Юрия Шерлинга.

Хмельницкую, чей контракт действовал до конца 2009 года, уволили по статьям 278-279 Трудового кодекса, которые предусматривают «право учредителя без объявления причин расторгнуть договор, освободить от должности и выплатить трехмесячную зарплату".

Столь странное и скоропалительное отстранение от дел руководителя одного из ведущих театральных ВУЗов страны, как и назначение на его место мало кому известного человека, вызвало в ответ бурю возмущения в стенах РАТИ, вылившуюся в СМИ и блоги. Педагоги написали коллективные письма с просьбой разобраться на имя президента и премьер-министра страны.

Председатель Союза театральных деятелей, руководитель театра Et Cetera Александр Калягин, в свою очередь, направил министру культуры письмо, в котором сообщал адресату, что «Шерлинг - скорее удачливый бизнесмен, нежели ученый муж, театральный педагог» и что «ГИТИС - это театральный вуз, а не военное ведомство, где приказы не обсуждаются». А специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству и по совместительству профессор кафедры истории зарубежного театра Михаил Швыдкой подал заявление о своем увольнении из РАТИ.

С Шерлингом, который, сев в кресло ректора, тут же уволил двух проректоров, никто демонстративно не желал работать. Назревал бунт.
Некоторые в связи с этим вспомнили литературную классику. В частности, доктор искусствоведения, профессор РАТИ Алексей Бартошевич заявил, что не припомнит «столь точного воспроизведения гоголевской комедии абсурда, чем то, что произошло в ГИТИСе", подчеркнув, что все выглядело, как «рейдерский захват, когда в кабинет к ректору врываются, бросают бумагу, где написано, что он уволен. Все-таки мы имеем право думать, что живем в европейской демократической стране".

Под воздействием столь громкого резонанса, чиновники из министерства были вынуждены дать пояснение кадровым перестановкам. В частности, директор Департамента науки и образования Минкультуры РФ Олег Неретин сообщил журналистам, что Хмельницкую освободили от должности из-за нарушений административного характера, которые были обнаружены при проверке ГИТИСа. Эти нарушения, по его словам, связаны с организацией учебного процесса и нарушением лицензионных требований.

Это лишь подлило масло в огонь. В итоге, Шерлинг под мощнейшим давлением общественности отказался от должности ректора, и новым и.о. главы ВУЗа была назначена проректор РАТИ по науке Карина Мелик-Пашаева, которую преподаватели и студенты встретили аплодисментами. Окончательное же решение по кандидатуре руководителя института отнесено на осень, когда ученый совет ВУЗа выберет нового ректора. И не факт, что это не будет та же Хмельницкая, которая в итоге осталась в стенах РАТИ, правда, в качестве преподавателя кафедры истории русской литературы. Швыдкой забрал свое заявление об уходе.

Потерпев неудачу с Шерлингом, министерство культуры, что называется, «закусило удила», опубликовав на своем сайте список из 20 нарушений, выявленных в ходе проверки РАТИ.

В частности, ВУЗу инкриминируется отсутствие общей документации по контролю за посещаемостью студентов, обучение магистрантов и аспирантов в совмещённых группах, нарушение при выплате стипендий норм трудового законодательства, обучение детей и подростков по образовательной программе в области хореографического искусства без имеющейся лицензии, подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием на территориях 6-ти субъектов Российской Федерации и 2-х зарубежных стран вне основного месторасположения вуза без создания обособленных структурных подразделений и т.д.

В приказе, подписанном министром, подчеркивается, что Мелик-Пашаева должна до 22 мая 2009 года предоставить план по устранению недостатков, а на само их устранение дается срок до 31 июля с.г.

Вся эта история заставляет вспомнить, что кадровые перестановки в РАТИ есть не что-то из ряда вон выходящее, а скорее, определенного рода тенденция, характеризующая одну из сторон деятельности Александра Авдеева на посту министра культуры РФ.

За последние несколько месяцев тихо и «бескровно» сменился руководящий состав в нескольких крупнейших культурных учреждениях России. В начале года директором "Петергофа" стала Елена Кальницкая вместо Вадима Знаменова, занимавшего этот пост 30 лет, а также был освобожден от должности ректор Московской консерватории Тигран Алиханов.

В начале мая министр культуры Александр Авдеев сообщил широкой общественности, что глава Росгосцирка Мстислав Запашный не справляется со своими обязанностями и, если он не сделает соответствующих выводов, то министерство будет вынуждено "сделать их за него".
Можно вспомнить и недавнее заявление директора Третьяковской галереи Валентина Родионова, который сообщил, что уходит с поста (который занимал с 1993 года) и вместо себя оставляет своего заместителя Ирину Лебедеву.

Что стоит за всеми этими отставками? Желание Авдеева навести финансово-организационный порядок во вверенном ему хозяйстве или стремление расставить своих людей, избавившись от независимых, неудобных, порою скандальных руководителей культурных учреждений, которые не только не боялись открыто возражать предыдущему министру культуры, но и подавали на него в суд? А может и то и другое?

Дипломат с 40-летним стажем, который называет себя «послом в культуре», предпочитает об этом молчать, подчеркивая лишь, что «надо, чтобы были толковые, порядочные люди, которые могли бы помогать руководить отраслью».
Как помогать?
Нынешний и.о. ректора московской консерватории Александр Соколов, которого на министерском посту и сменил Авдеев, объяснял мне свое назначение тем, что уровень сложности тех задач, которые сейчас встают перед консерваторией в связи с экономическим кризисом, решать легче ему.

"Опыт работы в правительстве обогатил меня объективной информацией о том, как можно выстраивать свои планы и реализовывать те проекты, которые у нас рождаются во множестве случаев, но редко дозревают до реального плана действия. И у меня есть тот пресловутый административный ресурс, который помогает мне напрямую выходить для решения этих вопросов на тех, от кого эти решения зависят. Я стал более влиятельным человеком. Годы прошли не зря", - резюмировал Соколов.

По его словам, скорее всего, министр культуры Александр Авдеев, назначив его вместо Тиграна Алиханова, принимал во внимание и это обстоятельство.

Мстислав Запашный «погорел» после того, как в марте на форуме сайта www.ruscircus.ru были обнародованы копии актов проверки деятельности компании за 2007 год Счетной палатой и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора Территориального управления Москвы, где были зафиксированы грубые финансовые и юридические нарушения Росгосцирка, главного государственного органа управления цирками страны, распределяющего госбюджет между подведомственными цирками.

Что касается Валентина Родионова, то он - фигура малоудобная для любого начальства. Достаточно вспомнить скандал вокруг приготовленной к отправке в Париж выставки «Соц-Арт. Политическое искусство», в которой тогдашний министр Александр Соколов углядел черты порнографии и позора для России, а сам музей в завуалированной форме был назван организацией, погрязшей в коррупции. В ответ Родионов подал против него иск о защите чести, достоинства и деловой репутации, в результате чего стороны пришли к мирному соглашению.

По мнению Авдеева, «музеи, тем более такие крупные, как Третьяковская галерея, государственные музеи, должны нести ответственность не только за успехи, которым мы аплодируем, но и за недостатки».

А они, безусловно, есть у каждого руководителя любого предприятия в России. Только копни. И если бы не непродуманные кадровые решения в случае с Хмельницкой, почти бы никто не заметил очередной кадровой замены.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала