Судя по всему, проект Nord Stream существенно продвинет процесс экологического переосмысления нынешнего состояния Балтийского моря. Что станет весьма существенным шагом для исправления ситуации в этой интенсивно хозяйственно эксплуатируемой, а потому и далеко не самой благополучной с точки зрения защиты окружающей среды, акватории Мирового океана. Свидетельство тому – исследования уровня загрязнения восточной части Балтийского моря, проводимые исполнительным органом Международной конвенции о защите морской окружающей среды Балтики ХЕЛКОМ. Проект является составной частью «Плана действий по Балтийскому морю», однако его старт непосредственно связан с проектом Nord Stream. Компания Nord Stream направила 100 миллионов евро на экологические исследования и представила отчет об экологическом воздействии в трансграничном контексте на девяти языках стран Балтийского региона, а также на английском языке. Кроме того, компания Nord Stream представила национальные отчеты об оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) и заявки на получение разрешений на строительство и эксплуатацию газопровода в Финляндии и Дании. Аналогичные заявки уже поданы в Швеции, Германии и России.
«Нам необходимо получить ясную картину уровня загрязненности токсичными веществами всей территории Балтийского моря, чтобы обеспечить успешное выполнение плана действий ХЕЛКОМ в Балтийском море, призванного восстановить к 2021 году хороший экологический статус моря», - заявила исполнительный секретарь комиссии Анн-Кристин Бруссендорфф (Anne Christine Brusendorff)».
С экологической точки зрения весьма полезно будет и заседание рабочей группы конвенции ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (конвенция Эспо), посвященное Nord Stream, которое пройдет в Германии в июне. Ему предстоит подтвердить заявление заместителя технического директора проекта Nord Stream, ответственного за получение разрешений, Дирка фон Амельна, что маршрут является экологически безопасным.
С ним согласен и руководитель Ростехнадзора Николай Кутьин. По словам специалиста, трубопровод Nord Stream может быть построен без экологических и промышленных рисков при осуществлении надлежащего независимого надзора за его возведением и эксплуатацией. Говоря об опыте реализации подобных проектов, Кутьин подчеркнул, что Nord Stream не будет уникальным, поскольку, «если мы возьмем проекты в Северном море, Арктике или на Сахалине, там гораздо сложнее ледовая обстановка, профиль дна, сейсмика».
Морские газовые трубопроводы – это действительно не новость. Более 130 млрд кубометров газа (45% импорта) ежегодно поступает в Европу по морским газопроводам через Северное и Средиземное моря. В Северном море проложены более 7000 км морских газопроводов, которые используются с 1970-х годов.
С точки зрения безопасности такие газопроводы более надежны, чем «сухопутные»: морской газопровод способен выдерживать более высокое давление и транспортировать большие объемы газа, что исключает строительство промежуточных компрессорных станций, являющихся источниками вредных выбросов.
После ввода в эксплуатацию техническое обслуживание Nord Stream будет вестись при помощи высокотехнологичных устройств для очистки и инспекции. Устройства смогут передвигаться внутри газопровода по всей длине Они будут круглосуточно контролировать работу газопровода и позволят оперативно выявить и устранить даже самые незначительные отклонения.
Маршрут газопровода спланирован так, чтобы обойти места захоронений боеприпасов на дне Балтийского моря. 12-метровые трубы будут доставляться на специальное трубоукладочное судно, где они будут свариваться в единую нить и укладываться на морское дно. Это автоматический процесс, во многом напоминающий работу сборочного конвейера. Укладка будет производиться со скоростью 3 км в день – это гораздо быстрее, чем строительство газопровода на суше. Трубы уже хранятся на специальных терминалах на побережье Балтийского моря.