Сегодня из жизни ушел главный "волшебник" советского кино, подаривший миллионам зрителей ощущение Обыкновенного чуда, - "тот самый" Олег Янковский.
По долгу службы
Совсем недавно Олег Янковский, за состоянием здоровья которого следила вся страна, праздновал юбилей - три месяца назад ему исполнилось 65 лет.
"Я от себя такой прыти ожидать не мог, - сказал тогда актер в интервью "Аргументам и фактам". - И место рождения - Джезказган, и то, что я был сыном репрессированного - не располагало к блестящей карьере. Но, видимо, у моей семьи столько в свое время было отнято, что теперь Судьба восполняет потери".
Олег Иванович Янковский родился 23 февраля 1944 года в казахском городе Джезказгане, куда в конце 1930-х годов была выслана семья его родителей. Дело в том, что отец Янковского - дворянин польского происхождения, белый офицер, штабс-капитан лейб-гвардии Семеновского полка Иван (Ян) Павлович Янковский. Актер рассказывал, что помнил, как его отца отправили в сталинские лагеря, откуда он не вернулся.
Большая семья, включая бабушку, трех сыновей и маму, жила в маленькой комнатушке в городе Джезказган. Несмотря на тяжелые условия, Янковские держали дома богатую библиотеку, много читали, говорили на иностранных языках, а по вечерам принимали гостей - такую же ссыльную интеллигенцию.
Матери Янковского пришлось уничтожить все свидетельства дворянского прошлого семьи. Но происхождение в Янковском можно было увидеть невооруженным глазом, недаром его коллеги по цеху утверждали, что он - чуть ли не единственный человек в России, которому не нужно учиться носить смокинг или фрак. А режиссер Роман Балаян, у которого Янковский снялся в шести фильмах, в том числе в картине "Полеты во сне и наяву, в интервью РИА Новости назвал Янковского "самым органичным аристократом советского и российского кино".
Сам актер, получивший в прошлой году звание "Икона стиля" по версии журнала GQ, считал, что следить за собой он обязан по роду деятельности.
"Актерская профессия подразумевает обращать на себя внимание. Я вспоминаю себя стилягой, когда обувал модные тогда белые башмаки и ушивал брюки, купленные родителями", - поделился он тогда воспоминаниями.
Спортивные страсти
Впрочем, в театр Янковский пришел не сразу - в детстве он мечтал стать то футболистом, то врачом.
После смерти Сталина Янковские смогли уехать из Средней Азии в Саратов, потом старший из братьев – Ростислав - окончив Саратовское театральное училище, уехал в Минск играть в Русском театре. 14-летнего Олега он забрал к себе, чтобы снять с родных хотя бы часть материальных забот.
Именно в Минске Янковский-младший дебютировал на сцене, подменив заболевшую исполнительницу эпизодической роли мальчика в спектакле "Барабанщица". Из-за этой любви к футболу он даже как-то пропустил свой выход на сцену. Тогда рассерженный старший брат Олега Янковского запретил ему приближаться к футбольному полю.
"Потом Олежка сыграл еще в одном спектакле - "Дали неоглядные". А когда заканчивал школу, сказал, что будет актером, - рассказывал Ростислав Янковский "Комсомольской правде". - А жена моя Нина, помню, говорит: "Каким актером с такой дикцией?" Он тогда без конца слова жевал. А ведь стал не просто актером - великим актером!".
По одной из версий, еще в Минске Янковский влюбился в местную спортсменку, фехтовальщицу и, решив произвести на нее впечатление, представился артистом минского театра. Некоторое время он ходил в "образе", пока его обман не раскрылся. После этого Янковский дал слово, что станет актером.
По-братски
По другой версии Олег Янковский стал актером случайно. Он хотел поступить в Саратове в медицинский университет, но случайно заглянул в Саратовское театральное училище и решил попробовать себя, хотя приемные экзамены уже были закончены. Он зашел к директору, чтобы узнать об условиях приема, и тут произошло удивительное. Директор, не дав ему объяснить цель визита, заглянул в списки и сказал: "Вы приняты. В сентябре приходите учиться".
Как выяснилось позже, второй брат Янковского Николай грезил театром и поступил в театральное училище тайно, но так как семья жила бедно, решил пойти работать на завод. А когда узнал о том, что Олега в училище приняли за него, то промолчал.
По словам Николая Янковского, он всегда "подстраховывал" младшего брата. "Олег - абсолютно маменькин сыночек. А я старался страховать его в жизни, но не всегда удачно. Однажды Олег решил показать мальчишкам, сколько раз может подтянуться на турнике. Я чувствую, у него ручонки уже опускаются, решил подхватить. А рядом бочка стояла. Он у меня выскальзывает из рук и - коленкой о бочку. Кровь, рана, повезли в больницу, наложили шов. Такая отметина у него на всю жизнь осталась", - цитирует брата актера "Комсомольская правда".
Артист с умным лицом
В 1965 году Олег Янковский окончил училище и был принят в труппу местного драмтеатра, где за восемь лет работы сыграл ряд ведущих ролей. В числе работ артиста была одна из самых сложнейших в русском классическом репертуаре роль князя Мышкина в спектакле "Идиот".
В 1973 году Олега Янковского пригласили в Московский театр им. Ленинского комсомола (Ленком). Жена актера - актриса Людмила Зорина - бросив все, последовала за мужем в Москву. Позднее Янковский говорил о жене: "Я испытываю чувство вины, что не помог ей совместить роли в жизни и на сцене, но лучшая ее роль - это та, которую она играет, - роль жены и матери..."
На сцене Ленкома наиболее значительными работами Олега Янковского стали роли в спектаклях "Автоград XXI", "В списках не значился" по Борису Васильеву, "Ясновидящий" по Фейхтвангеру, "Синие кони на красной траве" и "Диктатура совести" Михаила Шатрова, "Оптимистическая трагедия" Всеволода Вишневского, "Карманный театр" Жана Кокто, "Гамлет" Шекспира, "Школа для эмигрантов" Дмитрия Липскерова, "Чайка" Чехова, "Шут Балакирев" Горина, "Tout pay?, или Все оплачено" Ива Жамиака.
В 1968 году Олег Янковский дебютировал в кино. Первой стала небольшая роль в фильме "Звонят, откройте дверь!", а первой серьезной работой - роль в легендарной картине "Щит и меч".
Кстати, в фильм "Щит и меч" актер попал почти случайно. Однажды, когда театр гастролировал во Львове, Янковский зашел в гостиничный ресторан, сел за столиком, не подозревая, что рядом с ним сидит Владимир Басов с женой Валентиной Титовой и другими членами съемочной группы будущей ленты "Щит и меч".
Они обсуждали, где найти артиста на роль Генриха Шварцкопфа, как вдруг Титова, кивнув на Олега, сказала мужу: "Посмотри, вон сидит типичный арийский юноша". Басов же ответил: "Он, конечно, какой-нибудь физик или филолог. А поди ж ты найди артиста с таким умным лицом". Тогда один из ассистентов подошел к Янковскому, и вопрос с его участием в фильме был решен.
Вскоре актер получил еще одну роль - в картине "Служили два товарища", где совсем еще молодой Янковский сыграл одну из своих замечательные ролей красноармейца Андрея Некрасова в дуэте с Роланом Быковым.
В этом фильме актер должен был сыграть белого офицера Бруснецова. Но режиссер, увидев на пробах Янковского, воскликнул: "Этого человека мы Врангелю не отдадим!" В итоге Бруснецовым стал Владимир Высоцкий.
Потом актер появился в фильмах Андрея Тарковского ("Зеркало" и "Ностальгия"), участием в фильмах "Полеты во сне и наяву" Романа Балаяна, "Крейцерова соната" Михаила Швейцера, "Мой ласковый и нежный зверь" Эмиля Лотяну, "Обыкновенное чудо", "Тот самый Мюнхгаузен" Марка Захарова и других. Одна из последних работ Янковского в кино - фильм Валерия Тодоровского "Стиляги", премьера которого состоялась в декабре 2008 года.
Всего Олег Янковский снялся более чем в 70 фильмах, работал с крупнейшими режиссерами - Андреем Тарковским, Михаилом Швейцером, Татьяной Лиозновой, Кареном Шахназаровым, Валерием Тодоровским, Марком Захаровым. А в 2000 году сам выступил в качестве режиссера фильма "Приходи на меня посмотреть", в котором сыграл одну из главных ролей.
Опустившийся джентльмен
Рассказать о всех ролях Янковского - театральных и кинематографических - невозможно. Но главное в его творчестве - то, что в каждой роли он предстает перед зрителем совершенно неожиданным, новым и восхитительным. "Главный его секрет, - считает режиссер Марк Захаров, - способность захватывать зрителя внутренней мощью образа и силой обаяния".
Легкость исполнения создавала у зрителей впечатление, что игра давалась Янковскому сама собой. И лишь немногие знают, каких душевных сил и бессонных ночей стоили актеру его роли. Перед съемками в "Обыкновенном чуде" Олег Иванович попал в реанимацию с сердечным приступом. Режиссеру он посоветовал снимать фильм без него, но Захаров отказался, заявив, что "другого Волшебника он не представляет".
Зрителям сегодня уже невозможно представить на месте "того Мюнхгаузена" другого актера, в то время как перед съемками фильма Янковский едва не лишился роли Мюнхгаузена, потому что сценарист Григорий Горин не увидел в нем чудака-барона. "Он до этого играл прямых, жестких, волевых людей - характеры, выдающие его происхождение, - говорил Горин. - Я не верил в его барона. Началась работа, он влезал в характер, на наших глазах менялся. Врастал в роль, и явился Мюнхгаузен - умный, ироничный, тонкий. Какая была бы ошибка, возьми мы другого актера".
В мелодраму Сергея Микаэляна "Влюблен по собственному желанию" Янковский попал благодаря Евгении Глушенко. Режиссер фильма так долго искал актера на главную роль, что в итоге Глушенко не выдержала и сказала: "Кого вы все ищете? Ясно же, что только Олег сможет сыграть джентльмена, даже опустившегося. Он же настоящий аристократ!"
Позднее актер стал реже появляться в кино. "В начале 90-х в России клепали фильмов больше, чем в Индии. Когда эти новые "кинематографисты" окончательно все оккупировали, отодвинув настоящих профессионалов в сторону, я принципиально перестал сниматься. Понимал: нельзя так распоряжаться своей судьбой. Декоративное присутствие на экране меня никогда не интересовало. Играть - так играть! Я отравлен хорошим кино, поэтому на барахло не мог согласиться", - говорил Олег Янковский.
Возвращение психологического русского кино, по словам актера, для него наступило в 2002 году, когда на экранах появился фильм Валерия Тодоровского "Любовник".
Замечательные партнеры, крупные режиссеры, разноплановые роли в произведениях классиков и современном материале - все, о чем может мечтать артист, было в судьбе народного артиста СССР Янковского. Это почетное звание он получил за несколько дней до развала Советского Союза - 21 декабря 1991 года, - и стал последним обладателем этого высшего актерского советского титула.
На всю жизнь
Янковский - один из самых титулованных российских артистов, его работы отмечены множеством наград и премий. Но своей самой большой удачей в жизни и самым большим богатством он считал свою семью - супругу Людмилу Зорину, сына Филиппа Янковского и его жену Оксану Фандеру и внуков - Ваню и Лизоньку.
Любовь к жене Олег Янковский пронес через всю жизнь. В свое время еще мама Янковского учила сыновей, что жениться надо на всю жизнь, а "по-другому и начинать не надо". Этот урок усвоили все трое.
С будущей супругой Янковский познакомился еще в Саратове на втором курсе училища. Она училась на курс старше и была безумно талантливой. Однажды руководство училища премировало их за хорошую учебу поездкой в Москву. Как вспоминал актер, приехав в Москву, они купили на Павелецком вокзале саечки по шесть копеек… А потом, сидя на скамейке, мечтали о будущем. Тогда они и представить не могли, что через несколько лет вернутся в Москву и для них начнется совсем другая жизнь.
После училища Зорина и Янковский поженились и вместе стали работать в Саратовском драматическом театре. Там Людмила мгновенно стала знаменитостью, а про Янковского тогда говорили: "Это - муж самой Зориной".
Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников