С 20 мая начинается прием документов от желающих начать обучение в магистратуре Государственного университета - Высшей школы экономики осенью 2009 года. Подробно о двухступенчатой системе образования корреспонденту РИА Новости Юлии Медведовской рассказал первый проректор ГУ-ВШЭ Вадим Радаев.
- "Традиционное" пятилетнее высшее образование предполагает, что молодой человек задумывается о выборе специальности и будущей профессии, только один раз - при поступлении в вуз. В системе "бакалавриат-магистратура" студенту придется определяться относительно своей образовательной и профессиональной "траектории" еще раз, решая, продолжать ли ему обучение после четырех лет вузовской подготовки. Когда стоит начинать задумываться о магистерском образовании? Как выбирать специальность и вуз? Как готовиться к поступлению?
- Разумеется, выпускнику школы лучше всего планировать курс вузовского обучения на все 6 лет вперед. Но с переходом на систему "4+2" ("бакалавриат-магистратура") у вас появляется возможность позже скорректировать свои планы, может быть, даже изменить их. Ведь в наших условиях и на четыре года вперед спланировать бывает тяжело. Не будем говорить о тех случаях, когда выбор вуза изначально оказывался неудачным. Даже если все хорошо и вам интересно учиться, в жизни есть много всего интересного и важного. И новая система дает возможность сменить факультет, направление обучения или вуз. Это одно из важных преимуществ новой модели.
При выборе специальности для бакалавриата лучше всего выбирать программы фундаментального образования, чтобы потом, на втором уровне, специализироваться или пойти в прикладную область, готовить себя к выходу на рынок труда. Очень важно иметь это в виду, потому что часто возникает соблазн побыстрее приблизиться к цели, а целью кажутся вещи утилитарные, прикладные, рыночные. Очевидно, что это ошибка. Университетское образование придумано для того, чтобы сначала ты получил некоторую базу, чтобы у тебя были сформированы хорошие навыки аналитического мышления, расширился кругозор. Университет формирует стержень, на который можно "накручивать" любые навыки, в том числе, и на магистерской программе.
- В чем основные трудности перехода на систему "бакалавриат+магистратура"?
- Одной из основных проблем магистерского обучения является нехватка подготовки у студентов, поступающих с другого направления обучения и получивших иную теоретическую базу. Поступать могут все на общих основаниях, но знаний может не хватить. Поэтому тех, кто хочет сменить направление, необходимо готовить для поступления и обучения по специальности, которую они выбирают для магистратуры. Вузы должны предлагать подготовительные курсы, которые помогут не только поступить в магистратуру, но и учиться там с успехом. Мы с 2009 года собираемся создать у себя такое подготовительное отделение для студентов, отучившихся на бакалавриате на другом направлении. Учеба на нем будет длиться год и будет бесплатной.
Несмотря на различия в уровне предварительной подготовки, мы решили не разделять на занятиях студентов, перешедших из нашего бакалавриата в нашу магистратуру, и тех, кто поступил к нам в магистратуру из других вузов или других факультетов. Разделение, разумеется, упростило бы задачу. Но мы решили этого не делать. Формально диплом один и результат должен быть один. И это неправильно по отношению к тем, кто приходит с других специальностей. То, что они учатся все вместе, помогает слабым быстрее наверстать то, чего им не хватало.
- Что будет с бакалаврами, не поступившими в магистратуру? Как будет относиться к ним работодатель?
- Я считаю, что принципиальных проблем с работодателями у студентов, не идущих в магистратуру, не возникнет. Люди, конечно, еще не привыкли к двухступенчатой системе, поэтому возникают вопросы о том, что это за бакалавриат - может, это "недоделанное" высшее образование? Пройдет время, и к этому станут относиться по-другому. Многое из того, что кажется для нас естественным сейчас, тоже воспринималось с настороженностью пять-семь лет назад. На самом деле, пятый год при обучении на специалиста не столь принципиален (особенно, если учесть, что многие потом работают не по специальности), все равно образовательные основы закладываются в первые 2-3 года.
- Одна из идей Болонского процесса – это академическая мобильность студентов, ибо магистратура позволяет сменить не только специальность, но и вуз, и регион обучения. Каким образом ГУ-ВШЭ - флагман перехода на двухступенчатую систему образования - будет стимулировать академическую мобильность студентов?
- Для ориентации студентов вузы публикуют информацию на сайтах, проводят дни открытых дверей, рассылают буклеты. Мы придумали еще один интересный способ помочь студентам сориентироваться в новой системе. В феврале в ГУ-ВШЭ впервые провели четыре Зимние школы для студентов разных вузов, для тех, кто интересуются магистратурой и хочет туда поступать. Тематика школ: экономика, менеджмент, государственное и муниципальное управление, бизнес-информатика и социология. В каждом направлении приняли участие 60-100 студентов. Им рассказали о том, что такое магистратура и чего следует от нее ожидать, что они узнают на магистерских программах, а также о том, что сегодня происходит в интересующей их отрасли знаний. После этого студенты принимают решение сами. Кто-то придет к нам, кто-то нет, но такая форма профориентации студентов нам кажется весьма полезной.
Поскольку речь идет о мобильности студентов, нужно развивать сотрудничество между вузами. Мы пытаемся наладить такие связи. Представители факультетов нашего вуза, ездят по городам, рассказывают о вузе, о магистерских программах, о том, какие профессии у нас можно получить. Сотрудничество между университетами стимулирует такого рода обмены. Студенты должны иметь больше возможностей общаться с будущими коллегами из других университетов. Замыкаться на одном факультете и на одном вузе (даже если он хорош), разумеется, не стоит.