ДАМАСК, 18 мая - РИА Новости, Павел Давыдов. В понедельник премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху начинает визит в Вашингтон, за которым пристально следит весь арабский мир. От его результатов во многом зависит, удастся ли президенту Бараку Обаме вновь запустить процесс примирения на Ближнем Востоке, который он объявил одним из приоритетов внешней политики своей администрации.
Надо сказать, что видение того, с какого конца следует распутывать клубок региональных противоречий, у Нетаньяху, Обамы и его арабских союзников диаметрально противоположное.
"Нетаньяху считает, что прежде, чем говорить о каком-либо прогрессе в мирном процессе, следует устранить угрозу стабильности в регионе, которую, на его взгляд, представляет Иран и поддерживаемые им силы - движения ХАМАС и "Хезболлах", - сказал в беседе с РИА Новости палестинский политолог, сотрудник расположенного в Дамаске Центра стратегических исследований "Аш-Шарк" Тахсин Халяби.
В ходе недавних встреч с лидерами Египта и Иордании глава израильского правительства попытался заручиться поддержкой в этом вопросе умеренных арабских стран. Однако Вашингтон считает, что союзные ему арабские режимы не выступят единым фронтом с США против Ирана до тех пор, пока Израиль не встанет на путь мира.
"Подход к урегулированию на Ближнем Востоке новой американской администрации не совпадает с израильским. В Вашингтоне считают, что решить вопрос иранского ядерного досье поможет достижение мира в регионе, а не наоборот", - говорит Халяби.
Нет единства во взглядах между Нетаньяху и Бараком Обамой и по вопросу арабо-израильского урегулирования. Новый американский президент с самого начала заявлял, что его администрация будет добиваться всеобъемлющего мира на Ближнем Востоке и решения палестинской проблемы на основе создания двух государств - израильского и палестинского.
Нетаньяху от идеи двух государств до сих пор открещивался. Однако за два дня до начала его визита в Вашингтон министр обороны Израиля Эхуд Барак заявил в интервью израильскому телевидению, что, по его мнению, израильский премьер "скажет Обаме, что его правительство готово начать политический процесс, который приведет к тому, что два народа (израильтяне и палестинцы) будут жить бок о бок в мире и взаимном уважении". При этом он не употребил слово "государство", но добавил, что соглашение с палестинцами может быть достигнуто в течение ближайших трех лет.
Даже если Нетаньяху, несмотря на его убежденность, что палестинцы не готовы к самоуправлению, действительно подпишется в Вашингтоне под идеей создания палестинского государства, то добиться этого будет совсем непросто. Во-первых, потребуется согласие его ультра-правого кабинета министров на замораживание поселенческой деятельности на Западном берегу реки Иордан и раздел Иерусалима, восточную часть которого арабы видят столицей будущего палестинского государства. Во-вторых, как считает Тахсин Халяби, речь будет идти о создании государства во временных границах.
"Нетаньяху не согласится на создание независимого палестинского государства в рамках границ 1967 года, как того требует принятый в 2002 году арабский мирный план", - уверен Халяби.
Окончательные границы, считает он, могут быть определены лет через пять-десять. До этого, по словам арабского эксперта, "Израиль будет вырывать у палестинцев одну уступку за другой", а палестинская власть, которой не будет позволено ни создавать свою армию, ни заключать международные соглашения, "будет распространяться на Раммаллах и Дженин".
"Она, как того хочет Нетаньяху, займется экономикой и укреплением аппарата безопасности, т.е. очисткой территории "независимого" государства от сил сопротивления", - сказал Халяби.
В Вашингтоне ожидают, что Нетаньяху изменит свою позицию не только по вопросу создания палестинского государства, но и в том, что касается освобождения других оккупированных арабских земель, в первую очередь сирийских Голан.
За последние два месяца в Дамаске, ставшем центром дипломатической активности, дважды побывали высокопоставленные представители Госдепа США. Они заверили сирийское руководство в приверженности новой американской администрации мирному процессу в регионе, который будет включать в себя и сирийско-израильский трек.
Однако израильский премьер готовности уйти с удерживаемых более 40 лет Голанских высот не проявляет. Менее чем за неделю до начала своего визита в США Нетаньяху еще раз заявил, что он "не намерен возвращать израильские войска с Голан".
В ответ на это сирийский лидер Башар Асад, принимая три дня назад в Дамаске премьер-министра Турции Абдаллу Гюля, сказал, что Израиль с его ультра-правым правительством не является партнером для мирных переговоров, которые Дамаск хотел бы возобновить.
Без Сирии о мире на Ближнем Востоке речи быть не может.
До конца мая с визитами в Вашингтоне побывают еще двое ближневосточных союзников США - президент Египта Хосни Мубарак и глава Палестинской автономии Махмуд Аббас. После переговоров с ними Барак Обама отправится в Каир, где, как ожидается, 4 июня, в канун 42-й годовщины начала шестидневной арабо-израильской войны, он выступит с важной речью.
С именем нового американского президента арабы связывают большие ожидания, в том числе того, что ему удастся оказать давление на Израиль, что его страна сдвинет, наконец, с мертвой точки процесс установления мира на Ближнем Востоке и выступит его гарантом. Оправдаются ли эти надежды, равно как и то, что скажет в своем каирском обращении к арабам и мусульманам президент Обама, во многом зависит от итогов его встречи с Нетаньяху.