Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
В ходе визита премьер-министра России Владимира Путина в Монголию 13 мая удалось реализовать инвестиционный потенциал этой страны. Главным достижением стало подписание "Российскими железными дорогами" (РЖД) соглашения с монгольскими партнерами о создании совместного предприятия. Это СП займется модернизацией и строительством монгольских железных дорог и получит лицензии на крупнейшие месторождения Монголии – угольное Таван-Толгой и медно-золотое Ою-Толгой.
РЖД в СП получит 50%, а две монгольские госкомпании «Эрденес МГЛ» и «Монголын томор зам» — по 25%. Общая стоимость всего проекта оценивается в $7 млрд. Эта сумма складывается из лицензий на месторождения, которые в СП внесет Монголия, и денег, эквивалентных рыночной стоимости лицензий. Денежные средства, которые, в частности, пойдут на прокладку железнодорожных веток к Таван-Толгою и Ою-Толгою, в совместное предприятие вложит РЖД.
На первом этапе стороны внесут в СП $1,8 млн на разработку технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта. ТЭО должно быть подготовлено уже к сентябрю. Получить лицензии на месторождения СП должно в 2010 году
С монгольской стороны в проекте участвуют два партнера, так как один из них, "Эрдэнэс-МГЛ", является держателем лицензий стратегических месторождений Монголии, другой, «Монголын томор зам», владеет рядом железнодорожных монгольских активов, в частности, - оптоволоконной сетью железных дорог. При этом собственно сами железные дороги страны выделены в компанию "Улан-Баторская железная дорога" (УБЖД), которой поровну владеют правительства Монголии и России.
Что касается месторождений полезных ископаемых, которые, в первую очередь, интересуют российскую сторону, то запасы угольного Таван-Толгоя оцениваются в 6,5 млрд тонн, а запасы Ою-Толгой составляют 32 млн тонн меди и 32 млн унций золота.
Но само новое российско-монгольское СП заниматься непосредственной разработкой этих месторождений не будет. Оно обязано провести конкурсы для выбора партнеров-соинвесторов. С победителями должны быть созданы проектные компании, в которых СП получит 25% плюс одну акцию, а партнеры – 75% минус одну акцию.
Как известно, ранее РЖД планировало привлечь в качестве таких партнеров компании, принадлежащие российским миллиардерам: En+ Олега Дерипаски, "Ренову" Виктора Вексельберга и "Северсталь-ресурс" Алексея Мордашова.
En+ и "Ренова" не отказываются от участия в добыче монгольских полезных ископаемых и сейчас. Но, в соответствии с новым соглашением, российско-монгольское СП обязано будет провести конкурсы по месторождениям среди всех заинтересованных инвесторов. Таким образом, преференций российские горнорудные компании не получат, и им надо будет участвовать в конкурсе наравне с японскими, китайскими, американскими и прочими конкурентами.
Кроме того, Монголия рассчитывает на то, что за счет российских денег в размере $250 млн будет увеличен уставный капитал «Улан-Баторской железной дороги», половина путей которой требуют немедленного ремонта. Также в Улан-Баторе хотят получить от России льготный кредит в размере $300 млн для закупки российского зерна, сельхозтехники и минудобрений и кредитную линию в $1,5 млрд на другие нужды.
В ходе визита Путина в Монголию была достигнута еще одна договоренность - о создании в ближайшей перспективе СП по добыче и переработке урана на месторождениях Дорнод и Восточно-Гобийские поля. С российской стороны в этом проекте будет участвовать "Росатом". В СП по добыче урана в Монголии также может принять участие японская Mitsui. Доли участников в предприятии и возможный объем инвестиций пока неизвестен.
Сейчас же крупнейшими российскими проектами в Монголии остаются созданные еще во времена СССР совместные предприятия в цветной металлургии «Эрдэнэт» и «Монголцветмет». Контрольные пакеты в них – по 51% - принадлежат Монголии, а по 49% акций – России. Недавно российские доли были переданы госкорпорации «Ростехнологии». Российская корпорация рассматривает возможность координации программы развития «Эрдэнэта» с реализацией проекта по российскому Удоканскому месторождению меди, лицензию на разработку которого получил партнер «Ростехнологий» — «Металлоинвест».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции