Александр Крамской
АШХАБАД, 15 мая - РИА Новости. Гигантская мечеть "Туркменбаши Рухы" (Дух Туркменбаши) поражает гулкой пустотой - я оказался здесь в пятницу, в день традиционной совместной молитвы, но прихожан оказалось совсем немного: в здании, рассчитанном на 10 тысяч человек, собралось от силы несколько сотен. Мечеть, поражающая размерами и золочеными куполами, выстроена в пригороде Ашхабада - отсюда родом бывший президент страны Сапармурат Ниязов. Рядом - мавзолей семьи Ниязовых, внутри можно увидеть пять захоронений, в центре - саркофаг покойного президента, провозгласившего себя Туркменбаши Великим (великим главой всех туркмен). Он покоится, окруженный родственниками, погибшими во время землетрясения 1948 года. У входа - почетный караул, во время смены туркменские ребята печатают прусско-советский строевой шаг.
"Это не Москва, где караул только один - в Ашхабаде несколько почетных караулов: у мавзолея, а также у ряда статуй Туркменбаши", - говорит прихожанин мечети Атамурад, заявивший, что сегодня "еще не так мало людей". О бывшем лидере страны Атамурад говорит неохотно, но он уверен, что Туркменбаши был великим человеком: "Все великие люди со странностями"
Уже на выходе из комплекса мечети я разговорился с другим прихожанином по имени Довлет: "Ниязов был обычный диктатор, хотя все говорят, мол, при нем был порядок, я его не люблю, хорошо при нем не было!" Спутница Довлета, услышав, о чем мы говорим, раздраженно цокнула языком и демонстративно отошла в сторону.
В этой разноголосице, как и в опустевшей, но сохранившейся мечети Туркменбаши, хорошо видны настроения в стране, избавившейся от восточного деспота, в которого превратился бывший советский номенклатурщик. Все, с кем мне удалось поговорить, ждут перемен, но и боятся их.
Мой собеседник Довлет главной переменой в стране называет выплаты крестьянам, которые начало делать новое правительство. "Крестьяне годами не получали ничего за собранный на их землях урожай, например, хлопка. Иногда им отдавали часть долга натурой - хлопковым маслом, но денег люди не видели. А в этом году заплатили!"
В Туркмении радуются возвращению просто нормальных отношений государства и населения - что людям платят за собранный урожай, что начали открываться Интернет-кафе, в школы вернулись закрытые Ниязовым предметы (например, иностранный язык), что на новых туркменских манатах не одно и то же лицо Туркменбаши, а портреты исторических героев Туркмении. Особое отношение к прессе, которую читают, выискивая ранее закрытые темы, как мы в свое время читали перестроечные газеты.
"Портрет президента не на каждой странице, да и язык совсем другой - ты не представляешь, какими эпитетами награждали твои коллеги покойного "главаря", - листает для меня главную русскоязычную газету страны "Нейтральный Туркменистан" и другие издания Тагандурды, предприниматель из Ашхабада. Он называет Туркменбаши "главарем" и продолжает объяснять: "Вот в журнале статья про оперу, а ведь опера как искусство была закрыта при Туркменбаши - он его, видишь ли, не понимал!"
Тагандурды опровергает распространенное мнение, что, мол, адекватному поначалу первому секретарю ЦК КП Туркменской ССР Ниязову, ставшему президентом с распадом СССР, "зализало зад" его окружение, что и привело к рождению диктатора. "Сапармурата с самого начала устраивал его культ - все чувствовали это". Ниязов умер два с половиной года назад - в декабре 2006-го.
Но главное, что теперь волнует моих собеседников - это, что будет дальше. Перемены начались, но идут они медленно и поэтапно. Введение новых денежных купюр - без портрета Туркменбаши - объясняется вовсе не борьбой с культом личности, а необходимостью деноминации. Каждому иностранцу, приезжающему в Ашхабад, сообщают, что уже принято решение о переносе самого одиозного памятника "главе всех туркмен" - где золоченый Ниязов крутится в сторону солнца. Но власти объяснили намерение перенести памятник невнятными архитектурными надобностями. Хотя часть статуй Ниязову все же сняли, а краска на других сильно облупилась, многие из них по-прежнему продолжают стоять.
Тагандурды иронизирует, мол, в российских газетах над туркменским лидером было принято смеяться, но давно ли в той, же Москве перестали сооружать памятники вождям и строить помпезные высотки, чтобы создать парадный фасад для бедной страны?
Мы разговариваем на смотровой площадке, оборудованной на той самой стеле, где стоит "вращающийся баши" - прямо под его ботинками. Сверху вид на правительственный квартал с роскошным президентским дворцом, который местные сравнивают с индийским Тадж-Махалом, а также ряды новых жилых домов. Тагандурды привел меня сюда, чтобы показать: при всех отличиях эта парадная помпезность, как и почетный караул внизу башни, остались вполне советскими.
Мой собеседник полагает, что главная и самая трудная задача Туркмении - избавиться от советского прошлого. По его мнению, даже культ Туркменбаши, при всем азиатском оформлении, был вполне советским. Новый президент Гурбангулы Бердымухамедов, портреты которого висят в Туркмении в официальных учреждениях столь же часто, сколь портреты российского президента в Москве, назвал свой курс "новое Возрождение".
Старый Ашхабад выглядит как обычный южный советский город. Только здесь гораздо оживленнее, чем на беломраморных новых площадях, напоминающих роскошные, но пустые декорации. Вот мальчишки играют в войну, колоритные старички о чем-то оживленно беседуют. Кое-где прямо во дворах установлены печи-тандыры, в которых женщины выпекают национальные лепешки.
"Сейчас очень интересный момент - страна застыла в ожидании нового. Мы пережили много разочарований, теперь полны новых надежд", - говорит один из моих новых ашхабадских знакомых, который пригласил меня домой - попробовать домашнюю туркменскую кухню. По его словам, одна из главных надежд - что с новым президентом Москве удастся договориться, и жители Туркмении снова смогут достаточно свободно посещать Россию - сейчас россиянину в Туркмению и туркменистанцу в Россию попасть непросто - на пути стоят многочисленные визовые препоны. "Я хочу опять ездить в Москву, которая, говорят, тоже изменилась до неузнаваемости", - усмехнувшись, резюмирует он.