Альтернативная гражданская служба – особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Понятие альтернативной службы прописано в Федеральном законе РФ «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 года с последующими изменениями и дополнениями (вступил в силу 1 января 2004 года).
Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:
1. В организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти.
2. В организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
3. В организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.
Схема направления граждан на альтернативную службу выглядит следующим образом:
1. Формирование перечня видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы.
2. Формирование списка граждан, в отношении которых было принято решение о замене военной по призыву службы альтернативной гражданской службой. Сведения предоставляются Генеральным штабом Минобороны России.
3. Подбор рабочих мест для каждого гражданина, в отношении которого вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, и формирование плана направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы.
4. По прибытии гражданина к месту прохождения альтернативной гражданской службы работодатель заключает с ним трудовой договор. Далее трудовая деятельность гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом.
В соответствии c постановлением правительства Российской Федерации от 11 декабря 2003 года «Об организации альтернативной гражданской службы» формирование перечня видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, осуществляет Федеральная служба по труду и занятости. Перечень утверждается приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Утвержденные перечни направляются в Министерство обороны Российской Федерации и органы исполнительной власти, представившие предложения, связанные с организацией альтернативной гражданской службы. Перечень формируется ежегодно.
Перечень содержит два раздела: профессии рабочих и должности служащих. Профессии рабочих и должности служащих классифицированы по кодам согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016 94 (ОКПДТР).
Ежегодно в перечень включают более 200 профессий рабочих и должностей служащих, которые имеют высокую степень востребованности на рынке труда и работодатели испытывают значительные трудности по комплектованию кадрового состава этими профессиями и должностями. Это распространенные профессии и должности: водитель, газосварщик, грузчик, дворник, животновод, каменщик, контролер, кровельщик, лесоруб, маляр, матрос, машинист, монтажник, наладчик, обувщик, оператор, плотник, повар, рабочий, радист, садовник, сварщик, слесарь, сталевар, столяр, токарь, тракторист, штукатур, электромонтер, агроном, бухгалтер, инженер, инструктор, техник, экономист и другие социально значимые профессии (акушерка, воспитатель, врач, медицинская сестра, социальный работник, фельдшер и др.). Для выполнения работы по отдельным профессиям рабочих и должностям служащих требуется наличие специального образования — как среднего, так и высшего.
При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и места прохождения альтернативной гражданской службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах.
Законодательством предусмотрено, что трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, не должна препятствовать трудоустройству других лиц, а также служить основанием для перевода на другое место работы лиц, выполняющих работу по трудовому договору, или для их увольнения.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников