МОСКВА, 14 мая - РИА Новости. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) уравнивает шансы на поступление в вуз для ребят из разных социальных слоев, нейтрализует субъективные факторы и позволяет подать документы сразу в несколько институтов, отмечается в исследовании ВЦИОМ по результатам опроса школьников 9-11-х классов, их родителей и учителей в Новосибирске.
Неделю назад ВЦИОМ представил результаты исследования, проведенного в Москве, теперь показал региональный срез на примере Новосибирска.
"Участники проведенных в Новосибирске фокус-групп отмечают, что ЕГЭ открывает новые возможности, он может стать "социальным лифтом", так как уравнивает шансы поступления для ребят из разных социальных слоев", - говорится в сообщении ВЦИОМ.
После введения ЕГЭ главным критерием успешной сдачи экзамена считаются знания, а не материальные возможности доступа к высококвалифицированным учителям преимущественно из приемных комиссий вузов. Участники фокус-групп считают, что теперь любой выпускник, освоивший школьную программу, может набрать высокие баллы и, следовательно, легко поступить в престижный вуз, в независимости от его местонахождения, говорится в материалах ВЦИОМ.
Помимо этого, ЕГЭ дает возможность "за один раз" поступать в несколько вузов, исчезает необходимость значительных материальных затрат для поездки в город, в котором находится вуз, указали школьники.
"Был подтвержден тезис, полученный в ходе московских фокус-групп о том, что полагающиеся на собственные знания школьники относятся к предстоящей перемене формы проверки знаний спокойнее нежели те, кто рассчитывал на возможность повлиять на оценку, заплатив за нее", - отмечают в ВЦИОМ.
Влияние прессы и слухов
Сторонниками ЕГЭ чаще всего оказываются ребята, уверенные в своих знаниях и готовые к письменным формам оценки успеваемости, говорят эксперты. Родители, в свою очередь, считают данную процедуру более психологически комфортной в силу того, что экзамен сдается лишь раз, а засчитывается сразу и за выпускной, и за вступительный.
В стан противников единого госэкзамена попадают, как правило, неполно информированные о ЕГЭ взрослые и школьники, демонстрирующие стереотипы, основанные на стихийно получаемой информации из СМИ, указывается в исследовании.
"Исследование, проведенное в Новосибирске, также подтвердило, что ориентация на неполную или ложную информацию о ЕГЭ, полученную из желтой прессы, чатов и слухов, а также влияние фобий взрослых оказывают негативное воздействие на выпускников. В случае более достоверного освещения процедуры сдачи и содержания ЕГЭ (особенно - в регионах) ожидается снижение уровня ситуативной тревожности среди эмоционально нестабильных школьников", - сообщает ВЦИОМ.
Инициативное исследование ВЦИОМ прошло 4 - 6 мая 2009 года в Новосибирске. Были проведены фокус-группы с учениками 9-х и 11-х классов, с родителями учеников 9-го - 11-го классов, учителями и заведующими учебными частями (преподающими как обязательные для сдачи предметы, так и предметы "по выбору").
Дискуссии вокруг ЕГЭ продолжаются не первый год - у единого госэкзамена есть как сторонники, так и противники. В этом году ЕГЭ стал обязательным для всех школ и вузов России, и нападки на нововведение участились. Министр образования Андрей Фурсенко на прошлой неделе призвал оппонентов "не кошмарить" выпускников накануне экзаменов.