МОСКВА, 14 мая - РИА Новости. Командир ТУ-154, который лишь благодаря профессиональным действиям диспетчера избежал столкновения с "Боингом" 24 апреля под Москвой, не обязан был следить за состоянием шасси после взлета, так как это обязанность второго пилота, сообщил РИА Новости эксперт, стаж которого в качестве второго пилота ТУ-154 составляет более 30 лет.
"Исходя из особенностей пилотирования самолета ТУ-154, командир воздушного судна во время взлета сосредоточен на выполнении определенных процедур, в которые не входит контроль за состоянием шасси, это обязанность второго пилота", - сказал он.
Как сообщалось, опасная ситуация возникла недалеко от населенного пункта Черусти в Шатурском районе Московской области 24 апреля. Как рассказал глава Росаэронавигации Александр Нерадько, самолет одной из ведущих российских авиакомпаний Ту-154, взлетев из Внуково, набирал высоту с выпущенными шасси. Из-за этого лайнер начал терять скорость. Если бы не диспетчер Куракулов, ситуация могла бы завершиться "плоским штопором, из которого большой гражданский самолет уже не сумел бы выйти" и столкнулся бы с "Боингом", который летел из Домодедово по этому же воздушному пути, но ниже и на удалении четырех километров.
По словам эксперта, "рычаг убирания шасси находится по левую руку от второго пилота, а индикация (три индикатора) - напротив на панели приборов". "Когда шасси не убраны, индикаторы - красного цвета. Процесс убирания шасси сопровождается желтым цветом, а когда он завершается индикаторы переключаются на зеленый", - добавил он.
Эксперт пояснил, что "по команде командира судна убирает шасси второй пилот, а бортинженер лишь контролирует этот процесс".
Вместе с тем, командир ТУ-154 Сергей Ронин заявил в четверг в эфире радиостанции "Эхо Москвы", что после взлета он дал команду убрать шасси. "В этот ответственный момент, процесс взлета, я выдерживал другие параметры - высоту, скорость и направление. У меня индикаторы о сигнализации, выпущены или убраны шасси, отсутствовали", - сказал Ронин.
"Скорости были превышены с выпущенными шасси. Я не знал, что шасси не убрались. Начал гасить скорость, чтобы убрать их на соответствующей скорости, - рассказал Ронин. - Погасив скорость, самолет, который был в наборе высоты, стал терять высоту, я это заметил и предотвратил снижение".
Ронин считает, что вина бортинженера состоит в том , что он "не выполнил свои обязанности и дал ложную команду, что шасси убраны". "А то, что потеряли высоту - это общая вина", - добавил он.
Ронин также сказал, что признал свою вину в создании опасной ситуации и "готов понести наказание".
Росавиация в настоящее время продолжает расследование инцидента, экипаж ТУ-154 отстранен от полетов.