Дмитрий Бабич, обозреватель РИА Новости.
Саммит «восточного партнерства», состоявшийся на прошлой неделе в Праге и проанонсированный в печати восточноевропейских стран как великое начинание, можно было бы назвать саммитом-невидимкой. Почти все заявленные на нем грандиозные прожекты, призванные вырвать Белоруссию, Украину, Азербайджан, Армению и Молдавию из сферы влияния России, подвергаются осмеянию даже в польских СМИ. Между тем именно Польша в партнерстве со Швецией была главным закоперщиком встречи в Праге, на которую пригласили президентов шести постсоветских республик и лидеров крупнейших стран Европейского Союза (ЕС).
«Так называемое восточное партнерство не стоит даже бумаги, на котором оно зафиксировано»,- пишет на страницах «Уолл стрит джорнел» Борут Гргич, эксперт брюссельского Института стратегических исследований. «Восточное партнерство рассматривается украинской элитой как оскорбительная подачка, если не как пощечина»,- констатирует «Газета выборча», отмечая обиду украинцев на то обстоятельство, что их отправили в один обоз с кавказскими «демократиями». Правда, автор статьи в «Уолл стрит джорнел» видит выход из ситуации вполне в духе этого консервативного издания - в быстром предоставлении всем шести странам к западу от бывшей советской границы членства в ЕС. Цель понятна – оставить Россию в гордом одиночестве в окружении вдруг выросших на кавказских горах и прикаспийских равнинах европейских демократий.
В Варшаве подобные радикальные идеи не приходят в голову даже экстравагантному президенту Леху Качинскому. Зато провал «восточного партнерства» без России станет, возможно, тем самым горьким лекарством, которое заставит Польшу взглянуть на своих восточных соседей более реалистично.
До последнего времени в восточной политике Польши господствовали «комбатантские» настроения. Предполагалось, что Украина под руководством прогрессивного президента Ющенко, а также Белоруссия во главе с нынешней оппозицией только и ждут момента, чтобы широкими шагами уйти от России в сторону ЕС. Отсюда – поддержка «оранжевой революции» на Украине и представление в местных СМИ белорусской оппозиции в виде грозной бунтующей силы.
Провалы начались с первого дня саммита. Во-первых, многие приглашенные на саммит просто не явились. Александр Лукашенко не принял вызвавшее бурные протесты оппозиции сенсационное приглашение в Прагу (поляки и чехи так долго требовали от ЕС твердости в отношении этого «представителя пророссийского колониального режима», что его появление в цитадели восточноевропейской демократии поставило бы хозяев в неудобное положение). Молдавский президент Владимир Воронин остался бороться с последствиями студенческих бунтов в Кишиневе. Не приехали британец Гордон Браун, испанец Хосе Луис Родригес Сапатеро.
Во-вторых, в ходе саммита выяснилось, что не очень довольна польскими планами и приехавшая таки немка Ангела Меркель. Оказывается, Польша намерена добиваться безвизового режима с ЕС для всех шести постсоветских республик, а в Германии и других западноевропейских странах об этом и слышать не хотят. На этом фоне выделенные от щедрот Еврокомиссии на «восточное партнерство» 600 миллионов долларов и в самом деле выглядели как подачка. Ведь в шести постсоветских республиках живут почти 80 миллионов человек. Получается по 7,5 доллара на нос. За такие деньги газ у России не купишь.
В итоге на саммите так и не удалось сформулировать долговременной энергетической стратегии, которая позволила бы снизить пресловутую зависимость Польши, других стран ЕС и шести постсоветских республик от России.
Странным образом вскоре после саммита в Праге наметилось некоторое потепление в российско-польских отношениях. Наблюдатели отмечают весьма дружескую атмосферу на встречах глав наших внешнеполитических ведомств Сергея Лаврова и Радослава Сикорского. А 13 мая в Академии народного хозяйства РАН в Москве состоялся Российско-Польский форум общественности, на котором впервые за многие годы не прозвучало ни одного упрека ни со стороны польской, ни со стороны российской.
«Сегодня нам очень важно понять, какими мы хотим видеть наши отношения,- отметил выступивший на форуме бывший министр иностранных дел России Игорь Иванов. – Если мы не решаемся видеть их братскими, то пусть они будут доброжелательными, нейтральными – какими угодно, но не пребывают в нынешнем состоянии, которое никого не может устраивать. Нам нужно только выбрать одно из вышеперечисленных прилагательных и вместе делать наши отношения именно такими. Мы не собираемся снимать с повестки дня взаимные претензии по поводу прошлого. Но у нас есть опыт отношений с Японией, где мы сумели оставить эти претензии как бы в стороне, чтобы вернуться к ним после, когда нам удастся развить сотрудничество».
С польской стороны в столь же дружественном духе выступил депутат сейма Павел Залевский. «Польская идентичность не существует без России. Нет такой страны в Европе, где Россия вызывала бы такой же интерес»,- отметил польский участник дискуссии.
Отметим от себя, что до недавнего времени интерес этот был в основном негативным – по формуле «Что там замышляют эти русские?». Приглашение Лукашенко в Прагу стало первым шагом навстречу реальности – в Варшаве наконец увидели, что Александр Григорьевич отнюдь не «марионетка Кремля» и что правит Белоруссией именно он, а не «могучая» оппозиция. Если так дело дальше пойдет, скоро мы доживем и до такого момента, когда в Варшаве перестанут говорить о «российской угрозе».
Участники польско-российского форума отметили, что в недавней истории такой период уже был – в 1989-1993 гг., когда поляки больше боялись объединенной Германии, чем бьющейся в тех же, что и Польша, переходных судорогах России. Биться в судорогах снова не стоит, а вот восстановить нормальные отношения очень бы хотелось.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции