Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
У России есть все шансы стать ведущим поставщиком зерна на мировой рынок. Пока РФ является четвертым по объемам поставок экспортером – впереди США, Канада и Евросоюз – но в отличие от конкурентов, РФ располагает крупнейшим в мире запасом пахотных земель. Увеличение производства и продаж сельхозпродукции способно хотя бы частично компенсировать потери от падения цен на углеводородное сырье – основные экспортные позиции РФ. Не случайно российское руководство в последнее время занялось активными поисками новых рынков сбыта отечественного зерна.
Не нефть всему виной
Изменение мировой конъюнктуры заставило чиновников повернуться лицом к агропромышленному комплексу. 23 марта президент Дмитрий Медведев подписал распоряжение о проведении в июне этого года в Петербурге Всемирного зернового форума, где будет обсуждаться возможность создания механизма управления мировыми запасами зерна. А буквально на следующий день, 24 марта, глава государства подписал указ о создании объединенной зерновой компании (ОЗК) на базе принадлежащих государству хлебокомбинатов и элеваторов. Таким образом, государство дало понять, что хочет не только развивать рынок зерна, но и стать крупным, а может и ведущим игроком на нем.
Сегодня всем очевидно: долгосрочной перспективе спрос на сельхозпродукцию, а значит и на зерно, лежащее в основе производственной цепочки большинства продуктов, будет лишь увеличиваться. Свободные посевные площади в мире почти исчерпаны, а население планеты увеличивается с пугающей быстротой. В 1900 году на Земле жило 1,6 млрд человек, в 1980-м – уже 4 млрд, сегодня – свыше 6,7 млрд, а к 2050 году, по прогнозу ООН, население планеты превысит 9 млрд человек. Не надо забывать и о растущем спросе со стороны производителей биотоплива, который заставляет сельхозпроизводителей сокращать площади под продовольственными культурами и перераспределять их в пользу сырья для топливной промышленности.
Пока российским аграриям удается воспользоваться благоприятной мировой конъюнктурой. В прошлом году был собран рекордный за последние 18 лет урожай зерна – почти 108 млн тонн. Объемы экспорта в нынешнем сельхозсезоне тоже обещают стать рекордными – до 21 млн тонн в натуральном выражении, или до $5 млрд в денежном. Конечно, эта цифра несопоставима с доходами, которые приносит российской казне продажа углеводородов – выручка от экспорта нефти в 2008 году, по данным Росстата, составила около $161 млрд. Зато экспорт зерна в стоимостном выражении уже вполне сопоставим с экспортом леса и пиломатериалов - $7,3 млрд, и поставками за рубеж оружия и военной техники - $8 млрд.
Как торговать с бедняками
Конечно, экспортный потенциал зерна в ближайшие годы вряд ли будет сопоставим с экспортным потенциалом углеводородного сырья, хотя цены на оба товара вполне сопоставимы – тонна нефти сегодня стоит $364,6, а тонна пшеницы - порядка $180-200.
И дело не только в ценах. У нефти и зерна принципиально разная структура потребления, а значит и спроса. Нефть можно условно назвать товаром для богатых, а зерно - товаром для бедных. Ведь если прирост потребления углеводородного сырья идет за счет экономик развитых и быстро развивающихся стран, то все возрастающий спрос на продовольствие обусловлен ростом населения развивающихся и слаборазвитых стран Азии и Африки.
К слову, крупнейшими импортерами российского зерна, за редким исключением, являются не самые богатые государства: Египет, Алжир, Тунис, Марокко. И если в последние три года стараниями финансовых спекулянтов рост цен на нефть в пятнадцать с лишним раз опережал прирост спроса на нее, то происходило это лишь потому, что богатые страны-импортеры готовы были платить за «черное золото» и пятьдесят, и сто долларов за баррель. С зерном такое не пройдет – спекулятивный рост остановиться из-за невозможности бедняков платить втридорога за предлагаемый товар.
Государство в помощь?
Впрочем, и России, чтобы увеличить свой экспортный потенциал, нужно приложить немало усилий и потратить немало средств. В 2009 году Минсельхоз прогнозирует урожай на уровне 85-90 млн тонн (некоторые эксперты называют цифру в 95 млн и даже в 100 млн тонн). А значит, как уверяет министр сельского хозяйства Елена Скрынник, ничто не помешает в новом году повторить рекорд по поставке зерна на экспорт.
А вот возможностей для увеличения экспортных поставок у России пока нет. По словам президента Российского зернового союза Аркадия Злочевского, агропредприятия производят зерна больше, чем ожидалось, внутренний рынок полностью обеспечен, а элеваторы в Южном и Центральном федеральных округах переполнены. По разным оценкам, переходящие остатки в нынешнем сезоне могут составить около 13-20 тонн.
Это зерно останется непроданным не из-за отсутствия спроса – оно не попадет на рынок из-за нехватки подвижного состава, современных элеваторов и зерновых терминалов.
Иными словами, сегодня экспортный потенциал зерновой отрасли используется лишь частично в силу инфраструктурных ограничений. Если их не преодолеть, то, по мнению г-на Злочевского, производство зерна может утратить привлекательность в глазах потенциальных инвесторов, и в России вновь начнется сокращение посевных площадей.
Частный бизнес надеется, что государство как раз и возьмет на себя решение инфраструктурных вопросов, то есть займется развитием портового хозяйства, работами по углублению дна в речных акваториях, а заодно инвестирует в строительство новых элеваторов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции