Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Неотъемлемая часть завтрака

© Flickr / [ jRa7 ] Неотъемлемая часть завтрака
Неотъемлемая часть завтрака
Признайтесь, когда последний раз вы держали в руках газету? Конечно, я не беру случаев, когда вы кладете на нее воблу и готовитесь открыть бутылку пива. Я о том – откуда вы, читающие эти строки, в большинстве своем, черпаете информацию? Наверное, все же, из телевидения и интернета.

Обозреватель РИА Новости Сергей Варшавчик.

Признайтесь, когда последний раз вы держали в руках газету? Конечно, я не беру случаев, когда вы кладете на нее воблу и готовитесь открыть бутылку пива.

Я о том – откуда вы, читающие эти строки, в большинстве своем, черпаете информацию? Наверное, все же, из телевидения и интернета.

Это намного технологичнее, да и просто удобнее. А вместо газеты в метро можно почитать какую-нибудь познавательную книгу. Например, что-нибудь про Вторую мировую войну.

Разразившийся мировой кризис, затронув все сферы жизни, больно ударил и по масс-медиа. И, в первую очередь, по печатной прессе.

Что такое, к примеру, утренняя газета в Германии, в каком-нибудь небольшом городе? Часть завтрака, когда нормальный бюргер, попивая кофе и заедая его хлебом с мармеладом, просматривает номер местной «сплетницы» (как я называю такие районные издания), который, как правило, состоит из 90-100 страниц. Причем, подробно освещающих не только события в этом маленьком городке, но и дающих информацию о событиях в стране и мире.

У нас таких «районок» практически нет. Просто в силу традиций. Точнее, их отсутствия.

В итоге, падают тиражи, уменьшаются рекламные бюджеты, задерживаются зарплаты, закрываются известные издания, сокращается количество рабочих мест в отрасли. В России, например, по данным Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, с декабря 2008 года число сотрудников в СМИ сократилось на 15%.

18 мая выйдет последний выпуск журнала SmartMoney. Не исключено, правда, что к концу года под тем же названием будет выходить новый ежемесячник о частных инвестициях, который, правда, будет распространяться по подписке.

Дошло до того, что легендарный журнал Playboy сократит тираж и будет выходить реже, чтобы справиться с кризисом, который привел к резкому падению продаж. Предлагается объединить июльский и августовский номера, а также снизить расценки на размещение рекламы.

В свое время Василий Аксенов рассказывал забавный случай, когда еще до своего отъезда в начале 80-х в США (с последующим лишением его гражданства СССР), он заехал в автосервис, местные работяги, увидев на заднем сидении его авто номер Playboy, попросили его подарить им этот эротический журнал «для мужчин», предложив в обмен бесплатно отремонтировать его машину. На что, разумеется, писатель дал свое горячее согласие.

Сейчас такое невозможно представить. Бумажный Playboy испытывает все возрастающую конкуренцию со стороны электронных изданий и бесплатной эротики в интернете. С 2002 по 2008 годы его аудитория сократилась на 600 тысяч читателей.

Общий тираж за последние шесть месяцев 2008 года составил около 2,5 миллиона экземпляров. Доходы от продаж в первом квартале 2009 года упали на 16 процентов и составили 13,5 миллиона. Потери в первом квартале составили 13,7 миллиона.

Но и это цветочки по сравнению с убытками владельца самой мощной медиа-империи мира Руперта Мэрдока, которого кризис лишил уже более 6 млрд долларов.

Такую цифру в отношении «владельца заводов, газет, пароходов» привел президент факультета журналистики МГУ Ясен Засурский, выступая на конференции «Мировые СМИ в условиях финансового кризиса и новых технологий».

На конференции была сделана попытка наконец-то проанализировать ситуацию с кризисом и понять, как и куда должны двигаться средства массовой информации.

За попытку, конечно, спасибо, особенно Ясену Николаевичу, но каких-то интеллектуальных прорывов, увы, не было. Максимум, зафиксировали статус-кво.

В частности, пришли к выводу, что на мировой финансовый кризис, который быстро перерос в экономический, отечественные СМИ обратили свое пристальное внимание лишь к сентябрю прошлого года. При этом согласились с тезисом, что отечественная журналистика испытывает дефицит качественной аналитики, в первую очередь, экономической, которая могла бы в нынешней ситуации грамотно разъяснять рядовому россиянину два извечных вопроса – кто виноват и что делать?

Другим неутешительным выводом, к которому пришли присутствующие, явилось осознание того, что будущее многих частных СМИ находится под угрозой, поскольку мировой кризис заставил немалое количество бизнесменов и инвесторов всерьез задуматься – стоит ли вкладывать в такой форс-мажорной ситуации деньги в масс-медиа?

Выяснили для себя, что Интернет – в силу своей оперативности и мультимедийности - становится все более предпочтительным каналом информации для читателей, слушателей и зрителей традиционных СМИ.

Впрочем, некоторые видят в этом и опасности. В первую очередь, для подрастающего поколения. Как выразилась одна из выступающих, у юных может наступить «гипертрофированная виртуализация коммуникативистики».

Если переводить на русский язык - это, видимо, означает, что нельзя черпать все новости только из интернета, отвергая другие источники информации.

Безусловно, с этим нельзя не согласиться. Но вот испытывать испуг от глобальности Всемирной Сети, называя ее «новым электронным империализмом», думаю, все же не стоит.

В свое время, с изобретением кинематографа, многие пророчили смерть театру, потом, с изобретением телевидения предрекали увядание кино и т.д. На мой взгляд, кризис лишь подстегивает развитие новых технологий, добавляя их к уже существующим средствам массовой информации.

Другое дело, что большинство интернет-СМИ, при всех своих плюсах по отношению к традиционным медиа, обладают одним существенным недостатком – отсутствием толкового контента, в отсутствии профессиональных журналистов.

Американские законодатели предлагают в качестве помощи печатным СМИ, увеличить с двух до пяти лет период, в течение которого издательские компании могут в случае получения чистых убытков возмещать уплаченные ранее налоги. Другая идея, которую витает сейчас в Конгрессе США — разрешить некрупным издательским компаниям получать статус некоммерческой организации.

Увы, приходится констатировать, что пока никто толком не знает, куда двигаться дальше. Ни финансисты, ни журналисты.

На сегодня понятно лишь, что нынешний мировой кризис, как в свое время и Великая Депрессия – есть следствие неумеренных аппетитов общества, когда уровень потребностей заметно превысил уровень производства. И длиться он будет еще не один год.

В этой ситуации на рынке будут востребованы оперативные, информативные и главное, недорогие для потребителя (читателя, зрителя, слушателя) средства массовой информации, которые станут для него неотъемлемой частью «завтрака».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Рекомендуем
Работа на газопроводе Ямал-Европа
За что Польшу оставили без русского газа и что будет дальше
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала