Должность главы представительства в Москве зачастую используется руководством региона как бонус для кого-то из политической колоды, кому не перепало депутатское или министерское кресло, либо как «ссылка», ограничивающая политическое влияние в регионе, с компенсацией в виде статуса, зарплаты, льгот и ПМЖ в столице. Но в случае с Ивановской областью это «правило», видимо, дало сбой: в Москву отправился «экономический» вице-губернатор, причем с сохранением своего высокого статуса. Поэтому с вопроса, почему в столицу заслан резидент такого ранга и с такой специализацией, и началось интервью корреспондента РИА Новости Руслана Салахбекова с «чиновником с двумя удостоверениями» - Дмитрием Михеевым.
В Москву за инвесторами
- За последние три года система основных необходимых экономических действий в области была сформулирована: определены конкурентные преимущества региона, позиции, которые могут быть основой для экономического роста. Эта систему уже начали реализовывать: область вышла на фондовый рынок, выполнено территориальное планирование, разработана стратегия социально-экономического развития до 2020 года. Начался инфраструктурный проект возрождения Ивановского аэропорта. Наконец, сформирован «локомотивный» проект – образование текстильно-промышленного кластера.
Сегодня, в новых экономических условиях, необходим следующий шаг – взаимодействие с федеральными министерствами, отраслевыми федеральными структурами, бизнес-структурами, иностранными партнерами, чтобы это дало нам новый импульс.
Мы регион со слабой экономикой, но с быстро растущей экономикой. Потому что у нас формирующийся рынок, а самые большие дивиденды можно заработать именно на формирующихся рынках. Инвестор с удовольствием идет на такой рынок.
Ивановский регион – недооцененный регион по своему экономическому потенциалу. Вот об этом надо говорить, продвигать эти возможности Ивановской области для привлечения внимания инвесторов к нашему региону и к размещению бизнеса в нашем регионе. Поэтому я и в Москве.
В Иваново ждут "Ашан"
- А что будет с уже начатыми инвестпроектами в области в условиях кризиса? Например, с МETRO Cash&Carry?
- У нас вообще 2008 год был показательный по размещению новых проектов на территории области. МETRO Cash&Carry был наиболее заметным. Проект начал функционировать в конце 2008 года, он успешно реализуется и сейчас, это первый ритейлер такого уровня, который очень сильно повлиял на структуру оптово-распределительного звена в региональной торговле. Сразу же сформировалась система распределения продовольственных и иных ресурсов через МETRO Cash&Carry, образовались новые структуры в сфере малого бизнеса, которые стали непосредственными партнерами инвесторов.
Потребительский рынок в регионе в последние годы растет, в 2008 году рост составил 30-32%. И сейчас, после прихода МETRO Cash&Carry, другие ритейлеры также рассматривают варианты вхождения в область.
- Какие, например?
- «Ашан», с которым мы провели переговоры на весенней выставке МИПИМ, и который сейчас очень внимательно мониторит ситуацию по всем регионам. Могу привести еще пример – это Castorama, тоже известная глобальная компания, которая рассматривает возможности ивановского потребительного рынка.
Начали закупать продовольствие впрок
- Что касается текущей ситуации в сфере потребительского рынка – у нас оборот по продовольственным товарам упал на 10-20%, но на фоне снижения оборота розничной торговли отмечен значительный рост оптового товарооборота.
- Почему это вдруг?
- Потребитель начинает покупать товары первой необходимости и продовольствие впрок. Малый бизнес, который прогнозирует свои действия на дальнейшую перспективу, также пополняет товарные запасы. Кстати говоря, несмотря на то, что идет заметное уменьшение ассортимента товаров, сокращения товарных запасов не происходит. И в целом ожидания на потребительском рынке остаются, на мой взгляд, положительными.
За прошлый год в целом у нас оборот приблизился в абсолютных цифрах к 60 миллиардам рублей - это на 32-33% больше, чем в предыдущем году, это хороший уровень, позволяющий быть интересными для крупных компаний, которые работают в торговом секторе. Примерно такой рост у нас складывается за последние три года – от 25% до 32% к уровню предшествующего года.
- С чем вы связываете такой рост оборота – почти вдвое за три года?
- С тем, что население имеет достаточные накопления для того, чтобы в целом потребительские расходы могли расти. Это связано с тем, что очень велика доля торговли в структуре экономики Ивановской области. В основном малый и средний бизнес в регионе специализируется именно на торговом секторе. Это связано также и с большим количеством кредитных организаций в области.
Ивановское "плечо" для "Внуково"
- Что с инвестициями в аэропорт «Иваново-Южное»?
- Основным инвестором аэропорта продолжает являться правительство Москвы. За 2008 год проект был значительно продвинут: в конце года начались регулярные рейсы «Москва-Иваново». В начале этого года были осуществлены первые грузоперевозки по Северному завозу через Иваново. При этом заказчик авиаперевозок выбрал Ивановский аэропорт именно исходя из маркетинговой оценки всех предложений, которые предлагали в том числе и конкурирующие порты, например, Ярославский.
Проект реализуется в привязке к «Внуково»: головной аэропорт «Внуково» - аэропорт-сателлит «Иваново». Часть грузов уходит из переполненной московской авиазоны в Иваново и обслуживается там. Плечо «Иваново-Москва» очень короткое - 300 километров, второго порта в такой близости и с таким потенциалом нет, и мы здесь выглядим очень конкурентоспособными. Тем более, что Иваново не составляет конкуренции московской авиазоне, а служит ее дополнением.
Сегодня проект остается в стадии реализации, в бюджете города Москвы предусмотрены средства на дальнейшую реализацию следующего этапа реконструкции аэропорта. Дальнейшее развитие аэропорта во многом зависит не только от бюджетных инвестиций, но и от наличия частного капитала, которого пока недостаточно. Сейчас правительство Москвы проводит оценку перспективности этого проекта с точки зрения участия частных инвестиций.
Привлекательность этого объекта для вложений обусловлена, кроме прочего, и прилегающими территориями Ивановского аэропорта, которые насчитывают порядка 400 гектаров, - запланировано их развитие по размещению логистических центров, торгово-развлекательных комплексов, гостиничных комплексов. И эта программа начала осуществляться. Тот же комплекс МETRO Cash&Carry как раз расположился именно в приаэропортовой зоне. Уже реконструирована небольшая гостиница в этой зоне. Перспективы здесь, безусловно, есть надо только реально оценить темпы реализации этого проекта и, может быть, в нынешних условиях остановиться на объектах, приносящих быструю прибыль в короткие сроки.
Аэропорт имеет возможность предоставлять услуги по парковке частных самолетов, которые гораздо дешевле разместить в 300 километрах от Москвы, чем арендовать ангары в московских портах. Аэропорт имеет необходимые площади для размещения судов малой авиации, которые в настоящее время активно не используются. Это будет, на мой взгляд, интересное предложение. Для этого, конечно, нужно построить ангары, создать необходимые инфраструктурные вещи, но для частных авиаперевозок порт достаточно заметно используется уже сегодня.
Кризис в промышленности как точка отсчета
- Что с вашей тяжелой промышленностью: Заводом тяжелого станкостроения, «Автокраном», «Автоагрегатом»? Наверняка спрос упал и на станки, и на знаменитые ивановские краны, и на автозапчасти. Есть увольнения, падает производство?
- Эти проблемы есть, безусловно. Машиностроение занимает в нашей региональной структуре промышленного производства значительную долю, порядка 25%. Кризис сильно повлиял на объем производства: объем промышленного производства сократился в разы, идут увольнения, сокращена рабочая неделя.
- Какие предприятия пострадали больше других?
- Можно говорить об Ивановском заводе тяжелого станкостроения. Станкостроение – это отрасль, которая и в докризисный период нуждалась в дополнительных инвестициях. Безусловно, это и предприятия, которые вы упоминали.
Но это уже свершившийся факт, это уже та исходная ситуация, от которой надо отталкиваться. Для сглаживания, смягчения социальных последствий этого состояния, в котором находится машиностроение – вторая, по-моему, пострадавшая после металлургии отрасль в России.
Ударим по Китаю текстильными пошлинами
- Теперь главная ивановская тема – текстильная промышленность. Руководство области настаивает на увеличении ввозных таможенных пошлин на текстиль. Почему? Наш производитель не выдерживает конкуренции?
- В том числе и потому, что не выдерживает конкуренции, причем по объективным экономическим причинам. За последние 10 лет текстильная отрасль в стране модернизировалась от 0,3% до 6%, в то время как производители Китая модернизировали свое производство на 80-100%. Вот он, технологический разрыв. Кроме этого, существует целая система государственных преференций для своих производителей в текстильных странах: Индии, Китае, Пакистане, Турции.
Кстати говоря, вот эти кризисные явления, которые сегодня развиваются, стимулировали рост продаж текстильной продукции. И сегодня можно наблюдать увеличение спроса на текстильную продукцию отечественных производителей.
- Кризис спровоцировал «текстильный бум»?
- Дело в импортозамещении. Девальвировавшийся рубль - соответственно, удорожание стоимости импортных товаров, которое привело к тому, что потребитель обратил внимание на российский текстиль. И сейчас это, кстати, напоминает 1998 год, когда тоже был заметный рост потребности в нашей текстильной продукции, тогда этот рост стимулировал производство на увеличение порядка 20%. Сегодня тоже эта тенденция наблюдается. Но она краткосрочна, резервы незначительны и могут быть исчерпаны в очень короткие сроки.
Поэтому губернатор области вышел с инициативой об увеличении ввозных пошлин. Предполагается увеличить на 10% пошлину на одежду, включая детскую, в итоге получится 30%.Хлопчатобумажные изделия, например, постельное белье, сегодня облагается пошлиной в 20%, ее предполагается увеличить на 5%. Бязевая группа товаров - сегодня пошлина составляет 15%, ее также предполагается увеличить на 5%. И смесовые ткани с полиэфиром и хлопком - сегодня пошлина составляет 10%, предлагается увеличить на 10%.
- Такое повышение пошлин позволит конкурировать с китайской продукцией?
- Этого будет недостаточно, безусловно, но это даст некую конкурентную устойчивость на временный период, для того чтобы отрасль могла пережить это тяжелое время, смогла обслужить собственные долговые обязательства по тем кредитам, которые были взяты на модернизацию, развитие производства.
- Не приведет ли повышение пошлин к росту цены для конечного потребителя? Ведь он уже не сможет купить дешевый иностранный товар.
- Если заметно повысить цены, это сразу же сократит спрос. К вопросу розничного ценообразования надо подходить очень аккуратно. Текстильщики должны увеличить объем выпускаемой продукции, занять и расширить этот рынок. Но если маркетинговая ситуация будет складываться в сторону увеличения цены, то, конечно, здесь будет проигрыш. Повышение цены должно происходить в последнюю очередь, после того, как реализованы все остальные возможности для продвижения и продажи продукта.
Будущее российского текстиля за синтетикой
- Развивать текстильную отрасль, базирующуюся на натуральных тканях, будет очень сложно - у нас нет сырья. Не растет хлопок в России. Лен - растет, но это очень сложный в производстве продукт, мы тут безнадежно отстали от итальянцев, французов, бельгийцев, которые умеют лен обрабатывать. Мы не умеем.
Поэтому область вышла с инициативой, которая была поддержана руководством страны, с предложением формирования в Ивановской области текстильно-промышленного кластера во взаимодействии с нефтяными регионами для производства синтетического текстиля, базирующегося на отечественном природном сырье – это наше конкурентное преимущество. И мы, исходя из этой базы, могли бы успешно конкурировать и на внешнем рынке, и сохранить внутренний рынок сбыта текстильной промышленности.
Мы произвели оценку состояния экономики: чтобы выйти на средние темпы развития промышленности по Центральной России, темпы роста у нас должны превышать средние по ЦФО в 1,5-2 раза, так мы догоним средний уровень по ЦФО в течение 8-12 лет. Как это сделать? Или нужны мегапроекты, мегаинвестор, который зайдет в область, и локомотивом этот проект потянет остальные отрасли, или нужны динамичные системные действия, которые позволят экономике наращивать темпы роста. Поэтому родилась эта схема: слабый регион – сильный регион. Да, мы регион с недостаточно развитой экономикой. И есть сильные регионы, как, например, Ханты-Мансийский автономный округ. Есть у нас точки соприкосновения, точки, которые позволят нам быть взаимополезными? Есть - если мы выступим потребителями той нефти, которую вырабатывает Ханты-Мансийск.
Мечта о текстильном рае
- Если мы являлись бы основными - а для этого у нас есть все возможности - производителями нового синтетического текстиля в мире, мы бы сегодня, наблюдая за падением цен на нефть, только подсчитывали прибыли от реализации нашей продукции. А сегодня мы эту добавленную стоимость дарим нашим покупателями, у которых потом берем готовую продукцию.
В последние годы в Россию вошли иностранные автомобильные бренды, а ведь у них у всех инвестиционные соглашения с Минэкономразвития о локализации производств - через определенный период они вынуждены переходить на поставку комплектующих, изготовленных в России. А автомобильные текстиль – это как раз то, что мы могли бы делать. Это синтетический текстиль. Но в России сегодня не существует ни одного предприятия, производящего автомобильный текстиль.
Геотекстиль, дорожное строительство, жилое строительство, агротекстиль, который используется в сельском хозяйстве, я не говорю уже о бытовом текстиле. Весь спорт – это синтетический текстиль. Еще есть медицина, военно-промышленный комплекс... Вот та ниша, которую мы теряем сегодня.
- Но кризис, помешавший созданию Ивановского кластера, наступил полгода назад. Почему раньше не успели создать такую выгодную отрасль? Это провал федерального руководства? Ведь это не только задача Ивановской области.
- Государство поддержало этот проект. Может быть, недостаточно было инициативы, в том числе и от производителей текстиля, и от регионов, имеющих текстильную направленность? Вот мы вышли с этой инициативой, нас поддержали.
Такая разная статистика
- По данным Минрегиона, в Ивановской области доля уволенных и рискующих потерять работу вдвое выше, чем в среднем по России. И показатели социально-экономического развития в области Минрегион назвал неудовлетворительными. Ваш комментарий?
- По оценке Росстата, по последним официальным данным за февраль этого года, у нас действительно значительный процент зарегистрированной безработицы - 2,7% от экономически активного населения, а российский показатель был 2,3%. Да, наш показатель один из самых больших в Центральном федеральном округе, по прогнозам, он составит за первый квартал этого года 3,9%. А если, например, обращаться к методике, которую использует Международная организация труда, то российский показатель уровня безработицы за этот период должен составить 9,5%.
Высокий уровень безработицы у нас связан, в первую очередь, с моноиндустриальной структурой экономики – это текстиль. Сейчас эта отрасль переживает трудные времена, она и низкооплачиваемая, и подвержена сезонным колебаниям спроса. Да, мы наблюдаем сейчас рост спроса на отечественный текстиль, увеличение продаж в феврале-марте, но до этого был колоссальный спад, за пять месяцев прошлого года отрасль упала почти на 30%.
- Еще данные Минрегиона: в Ивановской области возникнут проблемы с финансированием текущих расходов в 2009 году. Каких расходов это коснется?
- В начале года наш бюджет был скорректирован, как и многие другие региональные бюджеты, как и бюджет Российской Федерации. Поэтому объем наших расходов абсолютно сбалансирован с доходной базой. Если брать первый квартал, объем наших доходов увеличился на 6,3% по отношению прошлому году. Конечно, к этой оценке надо относиться очень аккуратно, мы ни в коем случае не экстраполируем эту тенденцию на будущие месяцы, но эта цифра подтверждает, что объем наших расходных обязательств привязан к нашей доходной базе.
Мы сократили все расходы, в основном, на цели экономики. Поэтому, в основном, все расходные обязательства области сегодня сконцентрированы в социальных расходах. В этом году бюджет области еще более социально направлен.
Те остатки, которые высвободились от сокращения наших расходных обязательств, мы консолидировали в расходах на развитие малого бизнеса. Это тот сектор, куда область будет вкладывать. И это позволило увеличить расходы на малый бизнес по отношению к прошлому году в разы. Это стимуляция экономической активности населения, возможность сохранения и расширения количества рабочих мест.
Такая разная земля
- В СМИ проходила новость, что половина земель сельхозназначения в Ивановской области не используется по назначению. Как так получилось?
- Действительно, половина земель, если грубо подойти к этой оценке, не обрабатывается. Но это, опять же, необъективная оценка ситуации. Если брать сельскохозяйственные районы области, например, Гаврилово-Посадский район - это район уникальных природных условий, он входит в природный памятник «Владимирско-Суздальское ополье». Чернозем почти. И этот район обрабатывается больше чем на 90%. И земли не хватает тем инвесторам, которые приходят работать в агропромышленный комплекс.
А если взять Верхне-Ландеховский район, который в совершенно другой местности, - там вообще нет собственной экономики. Там просто она отсутствует. Вот есть район, в котором экономики нет.
- Совсем нет экономики?
- Совсем нет экономики. Есть пенсии, пособия, есть обязательные федеральные выплаты. Население уезжает. Земля там – это уже зона рискованного земледелия, так же как и Московская область. Но там и промышленности нет, и сельское хозяйство, естественно, тоже в упадке.
Но мы имеем 180 тысяч гектаров пашни в государственной собственности, в Фонде перераспределения - это тоже наш ресурс, который мы сохранили. Давайте посмотрим еще какую-нибудь близлежащую область - кто имеет такой ресурс, который может предложить инвесторам, желающим работать в агробизнесе? По-моему, очень сложно найти.
Ивановский форум станет текстильным
- Какова судьба Ивановского экономического форума?
- По завершению последнего, третьего форума мы решили подойти к этому более реально, с прикладной точки зрения, и предложить заинтересованным сторонам создать на базе Ивановского экономического форума текстильно-промышленный форум. Сейчас наметилась тенденция к специализации таких форумов.
Вот мы и хотим совместно с Торгово-промышленной палатой провести в этом году форум. Для производителей текстиля, текстильного оборудования, для потребителей текстильной продукции. Форум, где бизнесмены, которые работают в текстильной отрасли, или строят свою деятельность на использовании текстиля, могли бы обменяться проектами, поговорить о тенденциях, о формирующемся спросе, о развитии текстильной отрасли. Показать новые технологии, оборудование.
Это будет интересно и зарубежным партнерам, которые прекрасно знают Иваново как основной регион в России, работающий в текстильной отрасли. Это действительно так – 70% продукции общероссийского производства натуральных тканей сосредоточено именно в Ивановской области. И совершенно логично было бы сделать такую площадку по обмену мнениями, технологиями, бизнес-предложениями именно в Иваново.