Владимир Муратов, специально для РИА Новости.
Большинство российских регионов не реагирует на кризис, и продолжает тратить деньги, невзирая на сложное экономическое положение. Таков итог мониторинга социально-экономического развития регионов за первый квартал 2009 года, опубликованный Минрегионразвития (МРР). Как отмечается, объем задолженности субъектов Федерации за I квартал 2009 года вырос на 9%, составив 654,5 миллиардов рублей. Это может привести, предостерегает МРР, к росту долгов и обязательств, в том числе по оплате труда и социальным выплатам населению.
Сейчас острота проблемы не так велика: регионы получают и будут получать помощь из федерального бюджета. Однако Резервный фонд, откуда выделяются средства, – не резиновый: в апреле из него ушло в госбюджет 566 миллиардов рублей и осталось 3,551 триллиона рублей. Майская выплата - еще 400 миллиардов. График «похудения» фонда расписан на год вперед – в первом полугодии будет использовано 1,6 триллиона, а к 1 января 2010 года объем фонда и вовсе сократится до 1,867 триллиона. Эксперты считают, что к концу 2010 года фонд может быть исчерпан полностью, и России, возможно, вновь придется обращаться за зарубежными кредитами.
Что же делать? Если, как недавно заявил министр финансов Алексей Кудрин, цены на нефть упали «всерьез и надолго», тогда это означает, что так, как мы жили раньше, больше жить мы не сможем. Это, очевидно, в полной мере относится и к регионам. Сейчас для нормализации положения в числе прочих мер на поддержку регионов в федеральном бюджете-2009 заложено 300 млрд. рублей. Но помощь центра, как указывается, будет точечной. Половина этих денег придет в регионы в виде кредитов от Министерства финансов. Ставка по ним будет льготная - до 2,5%. Бюджетные кредиты смогут получать даже регионы-доноры, включая Москву. Что касается дотаций, то они будут предоставляться не всем, а только тем регионам, уровень фактической бюджетной обеспеченности которых на 10% выше среднероссийского показателя.
В Минфине предлагают простой способ повысить доходы местных бюджетов: меньше тратить на содержание органов местного самоуправления. Действительно, по сравнению с 2006 г. расходы на эти цели выросли с 127,2 млрд. до 205,4 млрд. рублей, или на 40% - даже с учетом инфляции. Кроме того, обсуждается вопрос ужесточения федерального контроля над расходами регионов. «Возможности Минфина не бесконечны, - напоминает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. - Годами и десятилетиями число регионов-доноров не увеличивается, а число дотационных регионов не уменьшается, и такая ситуация ненормальна».
Между тем, сейчас все чаще обсуждается вопрос создания в регионах собственных стабфондов, которые могут стать региональной «подушкой безопасности» и поддерживать местные бюджеты. Эту идею озвучил глава правительства Чувашии Сергей Гапликов на встрече президента с представителями «первой сотни» резерва управленческих кадров. Он предложил оперативно отобрать ряд регионов, где власти эффективно проводят антикризисную политику, и помочь им сформировать резервные фонды или фонды стабилизации.
Примечательно, что уже имеет место и так называемая «инициатива снизу». В середине апреля, например, на заседании бюджетного комитета Саратовской областной Думы депутаты рассмотрели предложение регионального прокурора Владимира Степанова о создании в губернии собственного резервного фонда.
Любопытно, что и предтечей нынешнего федерального Резервного фонда, который спас российскую экономику от первой волны цунами мирового финансового кризиса, был именно региональный фонд, сформированный в 90-е годы в Ханты-Мансийском автономном округе. Как показывает опыт, во время кризиса такие стабфонды могут оказаться весьма кстати.
Так что не исключено, что в ближайшее время каждый уважающий себя российский регион обзаведется собственной «подушкой безопасности» - и надежнее, и в случае чего не нужно ходить «с протянутой рукой». А главное – проще соблюсти правильный баланс между «тратить» и «экономить».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции