Рейтинг@Mail.ru
Черноморский флот: 226 лет на страже - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Черноморский флот: 226 лет на страже

© РИА Новости / Дмитрий Коробейников | Перейти в медиабанк226 лет назад, 2 (13) мая 1783 года, в Ахтиарскую (ныне - Севастопольскую) бухту вошли боевые корабли под Андреевским флагом
226 лет назад, 2 (13) мая 1783 года, в Ахтиарскую (ныне - Севастопольскую) бухту вошли боевые корабли под Андреевским флагом
Читать ria.ru в
Дзен
226 лет назад, 2 (13) мая 1783 года, в Ахтиарскую (ныне - Севастопольскую) бухту вошли боевые корабли под Андреевским флагом. Азовская флотилия, перебазированная из Керчи, стала основой Черноморского флота - предназначенного для охраны причерноморских провинций и Крыма, где стремительно возникали новые поселения...

Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.

226 лет назад, 2 (13) мая 1783 года, в Ахтиарскую (ныне - Севастопольскую) бухту вошли боевые корабли под Андреевским флагом. Азовская флотилия, перебазированная из Керчи, стала основой Черноморского флота - предназначенного для охраны причерноморских провинций и Крыма, где стремительно возникали новые поселения, ставшие вскоре крупными русскими городами стратегического значения - Одесса, Херсон, Николаев, и многие другие.

Одним из таких поселений был Ахтиар, вскоре переименованный на греческий лад в Севастополь. Севастополю суждено было стать родным домом для черноморского флота, и эта неразрывная связь длится уже 226 лет.

В истории Черноморского флота, как в зеркале, отражаются все взлеты и падения России, каждое усиление и ослабление ее влияния в причерноморском и средиземноморском регионе. Первые десятилетия существования флота были отмечены чередой победоносных войн - успешно отражая агрессивные нападения османской Империи, Россия создавала «барьер безопасности», продвигаясь все дальше по причерноморскому побережью в обе стороны - на запад, в направлении Дуная и Балкан и на юг-юго-восток, в направлении Закавказья.

Российская политика в регионе в это время преследовала две стратегические цели. Во-первых - обеспечение безопасности собственно России от нападений со стороны Турции и контролировавшихся ей агрессивных татарских и кавказских «ханств», «орд» и «эмиратов». Во-вторых - освобождение из-под турецкого гнета родственных балканских народов, а также христианских государств Кавказа - Грузии и Армении.

Черноморский флот активно участвовал в этих войнах, итогом которых стало присоединение к России большей части турецких земель на черноморском побережье Кавказа. В ноябре 1853 года Черноморский флот одержал последнюю победу в истории парусного флота - эскадра под командованием П.С. Нахимова уничтожила турецкий флот в Синопском сражении.

XIX век, однако, отмечен и трагической для Черноморского флота страницей - перед лицом многократно более сильного противника - во время Крымской войны - объединенных эскадр Великобритании и Франции - Черноморский флот затопил свои корабли на входе в Севастопольскую бухту. По Парижскому мирному договору 1856 года Россия лишилась права содержать флот на Черном море.

 В результате русско-турецкую войну 1877-78 годов на море наш флот был вынужден вести «партизанскими действиями» вооруженных пароходов и минных катеров. Такая тактика, однако, принесла успех - после нескольких успешных минных атак турецкие броненосцы покинули Черное море. Эта война принесла известность будущему адмиралу-ученому Степану Макарову.

После этой войны, принесшей свободу балканским странам, началось воссоздание Черноморского флота. Возрожденный флот, однако, был ограничен в своих действиях - Россия не имела права проводить через Босфор и Дарданеллы свои военные корабли, и занятие проливов в случае войны надолго стало главной задачей флота.

В ходе Первой мировой войны Черноморский флот активно действовал против турецкого и болгарского судоходства, обстреливал турецкие прибрежные города. Впервые для бомбардировки городов была применена морская авиация - гидропланы. Подводные минные заградители ставили мины на входе в Босфор.
Первая мировая не стала для России успешной. Военные неудачи и внутренние неурядицы, сложившись, привели страну к революции.

В начавшейся Гражданской войне флот оказался заложником политической борьбы. После Брестского мира корабли флота вынужденно покинули Севастополь - в город вошли немецкие войска. Немцы потребовали возвращения флота, угрожая в противном случае продолжить военные действия, и руководство страны приняло решение о затоплении кораблей на рейде Новороссийска. Часть кораблей, не подчинившаяся приказу, ушла в Севастополь. Впоследствии эти корабли покинули Крым, унеся с собой последние подразделения Белой армии. До 1924 года они находились во французском порту Бизерта - в качестве последнего осколка царского флота. После признания Францией СССР Андреевские флаги были спущены, а корабли проданы на металл.

В 20-х годах, советское правительство, отлично понимая значение ВМФ в современных войнах, начало новое возрождение Черноморского флота. С Балтики на Черное море пришли линейный корабль «Парижская коммуна» (бывший «Севастополь»; родное имя линкору вернут в 1943 году) и крейсер «Профинтерн» (будущий «Красный Крым»). Тогда же достроили оставшиеся на верфях с Первой мировой эскадренные миноносцы. В 1936 году СССР подписал Монтрезское соглашение, по которому получил право свободного прохода военными кораблями черноморских проливов в обе стороны. Черноморский флот начали рассматривать как силу, способную оперировать на Средиземноморье, и темпы его пополнения значительно возросли.

Однако вместо «демонстраций флага» в Средиземном море, Черноморскому флоту пришлось вести войну у своих берегов, защищая СССР от гитлеровского нашествия.

Крупные корабли не могли проявить себя в виду отсутствия на Черном море крупных боевых кораблей противника, в результате линкор и крейсера в основном привлекались для обстрела прибрежных позиций немецких, итальянских и румынских войск. Основная боевая нагрузка легла на легкие силы - эскадренные миноносцы, катера, тральщики и подводный флот. Они занимались всем - борьбой с судоходством противника, доставкой подкреплений и боеприпасов, высадкой десантов и диверсионных групп. Дунайская флотилия Черноморского флота с боями сопровождала советские войска на южном участке советско-германского фронта. Ее бронекатера и морская пехота участвовали в освобождении городов Югославии, во взятии Будапешта и Вены.

В первые послевоенные годы Черноморский флот обеспечивал оборону юго-западных границ СССР на случай возможного конфликта с США и их союзниками, в числе которых оказался и вечный противник России на Черном море - Турция. В 60-е годы бело-синий флаг русского флота вновь появился в Средиземном море - усиленный Черноморский флот держал «за проливами» отряд боевых кораблей на постоянной основе.

Совместно с кораблями и подлодками, приходящими с Севера и Балтики, черноморские корабли составили 5-ю оперативную эскадру ВМФ СССР, задачей которой являлось уничтожение подводных ракетоносцев и авианесущих ударных группировок ВМС США на Средиземном море в случае войны. Эта задача стала основной для кораблей и авиации Черноморского флота до самого развала СССР.

Развал Союза круто изменил судьбу флота. В первые постсоветские годы Россия и Украина долго спорили о том, кому и в каких пропорциях достанутся боевые корабли, базы и другое имущество. В 1997 году флот разделили, однако соглашения по этому вопросу между РФ и Украиной долго не ратифицировали. 24 марта 2009 года исполнилось 10 лет с момента ратификации соглашений, но споры вокруг судьбы флота не стали менее жаркими.

В настоящее время Черноморский флот ВМФ России выполняет важнейшие функции. Он по-прежнему остается главной военной силой, обеспечивающей безопасность южных морских рубежей России, и шире - ее интересы в Черном, Средиземном и прилегающих морях. Необходимость поддержания и развития этой силы доказывается происходящими в регионе событиями - от «Пятидневной войны» с Грузией до активизации пиратов в Красном море и Аденском заливе. Россия по-прежнему нуждается в дееспособном флоте, способном обеспечить ее интересы как вблизи берегов, так и на значительном удалении от них.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала