МОСКВА, 13 мая - РИА Новости. Институт полномочных представителей президента в среду, 13 мая, отмечает 9-летнюю годовщину со дня своего образования. Главы регионов считают, что эта система работает достаточно эффективно и еще нужна, особенно в условиях экономического кризиса. Ряд экспертов также полагает, что институт необходим, так как контролирует ход развития регионов и помогает выстраивать вертикаль власти. Другие говорят, что полпредство уже изжило себя и называют бюрократическим придатком.
Семь федеральных округов - Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный - были созданы президентским указом 13 мая 2000 года "О полномочном представителе президента Российской Федерации в федеральном округе". До этого существовал институт полномочных представителей президента в регионах.
Полпреды президента призваны обеспечивать реализацию конституционных полномочий главы государства на территории округа.
Больше всего полпредов сменилось на Юге и Дальнем Востоке
Ветераном института полпредов можно назвать Георгия Полтавченко, курирующего Центральный федеральный округ. Он занял эту должность с самого ее создания, а до этого представлял президента в Ленинградской области. В остальных федеральных округах за это время полпреды менялись, а самыми "неустойчивыми" оказались проблемный из-за Северного Кавказа Юг России и удаленный от центра Дальний Восток, где сменилось пять и четыре полпреда президента соответственно.
Шестой год аналогичный пост на Северо-Западе занимает Илья Клебанов, коллега из Сибири Анатолий Квашнин работает полпредом президента около пяти лет.
На Урале полпред сменился в декабре прошлого года, но по причине смерти Петра Латышева, который был на этом посту с 2000 года. Теперь проблемами округа занимается бывший главный судебный пристав России Николай Винниченко.
Григорий Рапота, год представляющий главу государства в Приволжском федеральном округе, до этого, восемь месяцев, был полпредом на Юге России. В Южном федеральном округе сейчас работает бывший министр юстиции РФ Владимир Устинов.
Пост полпреда ЮФО в разные года занимали будущие министры регионального развития - сначала Владимир Яковлев, а затем Дмитрий Козак, который впоследствии стал вице-премьером РФ. Нынешний министр регионального развития Виктор Басаргин также из института полпредов: ранее он был заместителем Латышева. В Минрегионе работал еще один бывший полпред - Дальневосточного федерального округа - Камиль Исхаков, перешедший в октябре 2007 года в министерство на пост замминистра, но затем уволившийся.
Последней кадровой перестановкой в институте полпредства стало назначение нового дальневосточного полпреда. Вместо Олега Сафонова, проработавшего почти полтора года, этот пост занял Виктор Ишаев, до этого, с 1991 года, возглавлявший Хабаровский край. Теперь перед Ишаевым стоят задачи достойно провести саммит Россия-Евросоюз в Хабаровске в конце мая и подготовка к саммиту АТЭС в 2012 году.
Стоит отметить, что в начале прошлого года Козак, возглавлявший тогда Минрегион, озвучил новое видение развития регионов России. Он предложил объединить их по экономическим признакам в макрорегионы, определить отраслевую специализацию и конкурентные преимущества. По его оценке, они могут совпадать с федеральными округами. Многие эксперты тогда высказывали предположения по поводу того, что же тогда будет с институтом полпредств: приведет ли это к его кардинальной перестройке. Но дальнейшего развития концепция макрорегионов пока не получила.
Главы регионов: полпреды нужны
Ряд глав субъектов РФ поддерживает институт полпредов, называя их работу "достаточно эффективной", а саму идею его создания правильной.
"Могу сказать, что работа приволжского полпредства достаточно эффективна именно в части координации деятельности регионов внутри ПФО", - считает глава Кировской области Никита Белых, работавший с полпредом и ранее: в качестве вице-губернатора Пермского края.
Он отметил, что внутри округа существуют различные кластерные связи: "Это автомобильная промышленность: это и "ГАЗ", и "АвтоВАЗ", и некоторые другие автомобильные заводы. Существуют некие специфические проблемы у предприятий, работающих в этой сфере. Достаточно регулярно по этой проблематике проходят совещания, инициированные полпредом. За те четыре месяца, что я руковожу Кировской областью, вижу в них несомненную пользу".
Президент Удмуртии Александр Волков считает, что введение института полномочных представителей президента РФ было совершенно правильным и сыграло очень серьезную роль в укреплении российской государственности.
"Кризис выявил и еще одну положительную сторону этого института: сегодня он является не только посредником, но и активным помощником в отношениях регионов с федеральным центром, в обобщении, аккумулировании и транслировании в центр и проблем, с которыми сталкиваются регионы, и наших предложений и наработок", - отметил удмуртский президент.
По мнению президента Чечни Рамзана Кадырова, институт полпредства способствует оперативному решению вопросов, относящихся к ведению федерального центра.
"Наличие округов позволяет минимизировать последствия техногенных, природных катастроф, так как уже в округе оперативно принимают решение в случае необходимости по переброске сил и средств для ликвидации последствий. Это также позволяет координировать действия правоохранительных органов в борьбе с преступностью. Я считаю, что ресурс института полпредства не исчерпан и его роль и значение со временем будут возрастать", - уверен Кадыров.
Губернатор Ставрополья Валерий Гаевский, который до этого в течение года работал замполпреда в ЮФО, считает, что полпредство - незаменимое звено.
"Я хорошо знаю внутреннюю "кухню" полпредства, его цели и задачи, механизмы и полномочия. Могу сказать, что это незаменимое связующее звено в системе взаимоотношений "федеральный центр - регионы", - сказал он.
По его мнению, именно этот институт во многих случаях не позволяет "ретушировать" картину происходящего на местах. "Изменение в работе институтов президентских представителей вполне допустимо, но основа неизменна - проведение общей стратегии региональной политики, консолидация сил по достижению национальных приоритетов и задач. Не думаю, чтобы за девять лет потребность в таком функционале ослабла", - считает ставропольский глава региона.
Эксперты: доверять только губернаторам неверно
Эксперты во мнении разошлись.
Профессор Вячеслав Глазычев, возглавляющий комиссию Общественной палаты РФ по вопросам регионального развития, считает, что это абсолютно необходимый механизм.
"Если его видеть в двух главных функциях. Функции контроля, потому что россыпь субъектов федерации слишком велика и разнообразна. Я имею в виду контроль за соответствием программам и стратегиям развития. И второе: это активное участие в кадровой политике. Вот эти две задачи никуда не исчезли", - считает он, уточнив, что, говоря о кадровой политике, подразумевает федеральные структуры в регионах.
По его мнению, у института есть "перспективы стабильного функционирования государственной машины".
"А кто будет реально просматривать дела? Делать это все в одной канцелярии в Москве абсурдно, доверять целиком губерниям тоже неверно, там срабатывает миллион личных и прочих отношений", - добавил он.
Президент фонда "Политика" Вячеслав Никонов называет создание этого института возвращением к историческим корням, вспоминая 19 век, когда генерал-губернаторы курировали целый ряд губерний российской империи. По его мнению, полпреды справляются со своими задачами. Так, приведены в соответствие законодательные базы регионов с Конституцией РФ и федеральным законодательством, выстроена на местах федеральная вертикаль власти.
"Когда этот институт был введен, было много споров. Он доказал свою эффективность. Пока нет признаков того, что (Дмитрий) Медведев собирается отказаться от этого института федеральной власти. (Владимир) Путин, который является создателем этой системы, я уверен, тоже в достаточной степени удовлетворен тем, как она функционирует", - сказал эксперт, добавив, что, если этот институт исчезнет, "вряд ли что-то сможет прийти ему на смену".
В этой системе трудно найти себя
Депутат Госдумы от фракции КПРФ Сергей Штогрин, комментируя уход дальневосточного полпреда Олега Сафонова, высказал мнение, что институт полпредства "себя изжил".
"Президент же назначает и губернаторов, и полпредов, а в этой системе последним трудно себя найти. Я думаю, что Сафонов поэтому и перешел на другую работу, поскольку не нашел себя в роли полпреда", - считает Штогрин.
Официально отставка Сафонова произошла "в связи с переходом на другую работу". Источник в Кремле заявил РИА Новости, что отставка Сафонова готовилась и не была неожиданной.
Гендиректор Центра политических технологий Игорь Бунин считает, что функций у полпредов поубавилось.
"Изначально в их задачи входил контроль над губернаторами, которые еще были выбираемыми. Дальше их функции постепенно уменьшались, так как все становилось все более вертикальным. Сейчас система подбора губернаторов меняется, роль полпредов становится минимальной, министерства в регионах выполняют свои функции", - считает он.
Теперь, по мнению Бунина, в полпредство отправляют отставных чиновников, или же здесь, наоборот, можно сделать карьеру.
"Назначили человека, чтобы он побыл полпредом. Потом можно его назначить выше. Это некая ступенька, за которой реально не стоит настоящих властных полномочий. С другой стороны, страна очень большая, разбитая на множество губернаторств, поэтому некий окружной центр может быть полезен", - сказал эксперт.
Бунин добавил, что система полпредства может постепенно себя утратить: все будет зависеть от того, как она будет развиваться.
"На мой взгляд, она становится все более и более излишней, она становится бюрократическим придатком. Но очень часто существуют институты, которые не выполняют своих функций... Они могут существовать так еще очень долго, - считает эксперт. - Если она будет более парламентской, политической, партизанской, с большей политической страстью, то кому нужны полпреды? Если она станет более вертикальной, будет еще один винтик в вертикали".
Полпреды будут принимать участие в подборе глав регионов
Список кандидатов на пост главы того или иного региона пока предлагает полномочный представитель соответствующего округа.
Согласно новому закону, разработанному по инициативе президента РФ Дмитрия Медведева, кандидатуры на эту должность президенту будет представлять победившая на региональных выборах партия. Новый порядок внесения и рассмотрения предложений о кандидатурах на должность глав субъектов РФ вступит в силу 8 июля.
"Уверен, что и после того, как формально введена новая процедура, фактически роль полпредов президента будет достаточно большой в предложении кандидатур. Даже правящая партия, в подавляющем большинстве случаев это "Единая Россия", естественно, не будет принимать решений без согласования с полпредом. Поэтому эта функция, на мой взгляд, остается", - считает президент фонда "Политика" Никонов.
Справка: а что было до федеральных округов
Впервые временное положение о представителях президента РСФСР в краях, областях, автономной области, автономных округах, городах Москве и Ленинграде было утверждено распоряжением президента РСФСР 31 августа 1991 года, а 15 июля 1992 года было утверждено окончательное положение.
Документ определял, что представитель президента России является должностным лицом, представляющим президента России на соответствующей территории, подчиняется президенту и несет перед ним персональную ответственность, действует на основе Конституции, законов РФ, указов и распоряжений президента. Представитель президента не мог быть членом политических партий и других политических объединений, занимать какие-либо должности в государственных органах и органах местного самоуправления, не имел права на предпринимательскую деятельность.
На основании указа президента России от 17 января 1995 года представители главы государства стали именоваться полномочными представителями президента РФ в соответствующих субъектах РФ. 9 июля 1997 года вышел Указ Президента России, которым институт полномочных представителей Президента в субъектах РФ преобразован в институт полномочных представителей Президента в регионах РФ. Этим же Указом было утверждено новое Положение о полномочном представителе Президента РФ в регионе Российской Федерации, на основании которого были расширены права полномочного представителя Президента в регионе.
Президент РФ Владимир Путин 13 мая 2000 года указом "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" постановил преобразовать институт полномочных представителей Президента РФ в регионах в институт полномочных представителей в федеральных округах. Этим же документом были утверждено положение о полномочном представителе президента в федеральном округе и перечень федеральных округов.