МОСКВА, 12 мая - РИА Новости, Ольга Липич. Главную святыню русского зарубежья - Курскую-Коренную икону Божией Матери "Знамение" - доставят из США в Россию для поклонения предположительно в сентябре 2009 года.
Как сообщает сайт Русской православной церкви за границей (РПЦЗ), такое решение было принято на очередном заседании Архиерейского Синода Русской зарубежной церкви под председательством ее первоиерарха митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Иллариона, "в присутствии Курско-Коренной иконы", на минувшей неделе в Нью-Йорке.
"Выслушав доклад протоиерея Серафима Гана, огласившего письма председателя Попечительского совета по возрождению Коренной пустыни Георгия Полтавченко, архиепископа Курского и Рыльского Германа и губернатора Курской области Александра Михайлова, члены Архиерейского Синода выразили свое принципиальное согласие с чаемым многими принесением в Россию Курской Коренной иконы Божией Матери", - говорится в сообщении РПЦЗ.
Иерархи Русской зарубежной церкви выразили надежду, что принесение в Россию Курской Коренной иконы "послужит славе Божией, укреплению и обновлению сил православного народа Руси, Дома Пресвятой Богородицы". Этому Дому Русская зарубежная церковь, подчеркнули ее архиереи, всегда старалась служить с Божией помощью, сохраняя и приумножая великое наследие, переданное ей "славными предшественниками".
Обсудив программу пребывания в России главной святыни русского зарубежья, предложенную Попечительским советом по возрождению Курской пустыни, Архиерейский Синод РПЦЗ образовал рабочую группу по подготовке "этой исторической поездки". Группу возглавил протоиерей Серафим Ганн, в ее состав вошли иерей Александр Анчутин и диакон Николай Ольховский.
Архиереи РПЦЗ также обратились к главе Попечительского совета, полпреду президента РФ в Центральном федеральном округе Георгию Полтавченко с просьбой "обеспечить все меры безопасности Курской Коренной иконы Божией Матери и ее благополучное возвращение в США".
О КУРСКОЙ КОРЕННОЙ
Курская Коренная икона "Знамение" известна с конца 13-го века. По преданию, 8 сентября 1295 года небольшая дружина охотников из города Рыльска прибыла к реке Тускоре, в 30 километрах от Курска. И один из охотников, высматривая в лесу добычу, нашел небольшую икону, лежавшую ликом вниз на корне дерева. Едва он поднял образ, как из-под него забил источник чистой воды.
Охотники срубили на месте обретения иконы небольшую часовню. Люди, посещавшие ее, свидетельствовали о многочисленных чудесах, происходивших по молитве перед иконой. Впоследствии чудотворный образ недолго находился в Рыльске.
Предание гласит, что в конце 14 века татары, совершавшие набеги на Курскую область, рассекли икону надвое, но когда священник сложил части иконы вместе, они тотчас срослись.
В 1597 году по велению царя Федора Иоановича чудотворную икону перевезли в Москву и украсили изображениями Господа Саваофа и ветхозаветных пророков. В 1615 году по просьбе курских жителей царь Михаил Федорович повелел возвратить икону в Курск и поставить в Курском соборе. Царица Ирина Федоровна украсила образ богатой ризой.
В том же году по велению царя на месте часовни был воздвигнут храм Рождества Богородицы и основан монастырь, названный Курской Коренной пустынью (в память явления иконы у корня дерева). А над источником на месте явления чудотворного образа построили церковь во имя Живоносного Источника.
В 1920 году Курская Коренная икона покинула Россию вместе с отступавшими частями Белой армии.
О РУССКОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ
Отделение РПЦЗ от Церкви в Отечестве произошло в начале прошлого века вследствие революции, гражданской войны и гонений на религию со стороны государства.
Акт о каноническом общении, приложение к нему и другие документы, связанные с долгожданным воссоединением Русской зарубежной церкви и Московского патриархата, были разработаны встречными комиссиями по диалогу, созданными в конце 2003 года. Акт подписали 17 мая 2007 года в храме Христа Спасителя патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй и митрополит Нью-Йоркский и Восточно-Американский Лавр.
Согласно Акту о каноническом общении, РПЦЗ "пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью поместной Русской православной церкви". Она "самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских, состоя при этом в каноническом единстве со всей полнотой Русской православной церкви".
Вместе с тем с подписанием документа "вышестоящей инстанцией церковной власти" для РПЦЗ стали "Поместный и Архиерейский Собор Русской православной церкви". Первоиерарх РПЦЗ избирается ее Архиерейским Собором и утверждается патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом РПЦ.
Как сказано в разъяснениях к акту, с его подписанием РПЦЗ утратила свой "временный канонический статус, обусловленный существованием в России безбожной власти".
Восстановление церковного единства означает преодоление вражды и разобщенности русских людей, живущих в России, и потомков белоэмигрантов, вынужденно покинувших родину более 80 лет назад. Теперь духовенство и миряне Русской зарубежной церкви и Московского патриархата вместе совершают евхаристию (причастие) и другие церковные таинства, реализуют масштабные социальные и культурные проекты. Находясь вдали от дома, верующие посещают храмы друг друга.
Русская зарубежная церковь насчитывает около 300 приходов и 20 монастырей в разных частях света, 15 архиереев. Большая часть приходов РПЦЗ расположена в Северной и Южной Америке, Австралии, Германии, Франции и ряде других стран Западной Европы.