МОСКВА, 10 мая - РИА Новости. Премьер-министр РФ Владимир Путин считает, что Россия и Япония должны решать проблемы территориального размежевания без спешки, создавать условия для их решения, а не заводить ситуацию в тупик претензиями.
"Наша позиция заключается в том, что если мы хотим решать проблемы, даже проблемы самого сложного свойства, то нужно создавать условия для их решения, а не заводить ситуацию в тупик постоянными претензиями и конфронтацией. Напротив, нужно, как я уже сказал, создавать условия, нужно развивать отношения по всем направлениям, для того чтобы решать проблемы такого уровня и такой сложности. Нужно проявить терпение, внимание и уважение к интересам друг друга. Россия готова именно к такому диалогу с Японией", - сказал Путин в интервью японским СМИ накануне визита в Токио.
Москва и Токио с 1945 года не могут подписать мирный договор из-за спора о принадлежности южной части Курильских островов, которые отошли после окончания Второй мировой войны отошли к СССР в соответствии с международными договоренностями. Япония называет четыре острова Южных Курил - Итуруп, Кунашир, Шикотан и группу необитаемых островов Хабомаи - своими "северными территориями" и ставит их "возвращение" предварительным условием заключения с Россией мирного договора. Россия предлагает решать проблему, учитывая ранее заключенные документы.
"Россия всегда исходила из того, что мы готовы к этому переговорному процессу. И с учетом того, что между президентом Дмитрием Медведевым и премьер-министром Японии состоялась встреча, ... налажен прямой контакт и диалог по этой проблеме, можно ожидать, что он будет развиваться в том конструктивном ключе, в котором мы приступили к обсуждению этой проблемы в последние 2-3 года", - сказал премьер РФ.
Японские журналисты напомнили Путину, что не так давно в правительстве Японии была высказана идея разделить площадь островов пополам и, таким образом, решить территориальную проблему. Однако японское правительство точной позиции на этот счет не выразило и продолжает исходить из того, что решение вопроса видится ему как решение по всем четырем островам.
Журналисты спросили премьер-министра России о его реакции на такое решение проблемы и готов ли он к каким-либо компромиссным идеям.
"Искусство политики и заключается в поиске приемлемых компромиссов", - ответил Путин.
"Что касается предложения "50 на 50", о котором Вы сейчас упомянули, то Вы же сами и сказали, что правительство Японии пока точно и ясно не сформулировало свою позицию. Разве можно от меня просить, чтобы я прокомментировал позицию, которая точно не сформулирована? Давайте оставаться в диалоге, давайте дадим возможность поработать нашим экспертам, министерствам иностранных дел", - сказал Путин журналистам.
"Повторяю еще раз: мы исходили и исходим из того, что решение вопросов такого уровня и такой степени сложности требует внимательного, уважительного отношения к интересам друг друга и терпения", - заявил премьер.
На вопрос, какую роль Путин может как премьер играть в решении территориального вопроса, глава российского правительства ответил, что он хотел бы помочь создать условия для взаимного доверия, сотрудничества, развития отношений по всему комплексу межгосударственных отношений.
"Вот я бы и хотел выполнить эту роль, а именно - роль человека, который возглавляет государственную структуру - правительство Российской Федерации, в задачи которой входит развитие межгосударственных связей в области экономики, социальной сферы, в области культуры и гуманитарных связей. Именно такая обстановка взаимодействия и будет повышать доверие, и будет создавать условия для решения проблем любой степени сложности", - заявил премьер.
Он напомнил, что вопросы определения внешней политики, определения вопросов взаимоотношений с иностранными государствами, безусловно, относятся к компетенции президента России.
На вопрос, когда Россия и Япония могут установить отношения стратегического партнерства, как в российско-китайских отношениях, Путин ответил: "Мы должны сделать все для того, чтобы в наших двусторонних связях не было бы ничего раздражающего. И как только Япония и Россия почувствуют, что таких раздражителей нет, с этого момента мы перейдем и к другой терминологии".
"Мне бы хотелось, чтобы это произошло как можно быстрее", - добавил премьер РФ.