Рейтинг@Mail.ru
Буткявичюс: эффективность власти - в ее способности к взаимодействию - РИА Новости, 07.05.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Буткявичюс: эффективность власти - в ее способности к взаимодействию

Читать ria.ru в
Дзен
Новый лидер литовских социал-демократов Альгирдас Буткявичюс (50 лет), сменивший Гедиминаса Киркиласа в марте этого года, считается одним из лучших экономистов партии. Данные онлайн-опроса, проводимого с начала агитационной компании (с 17 апреля) порталом Alfa, показывают, что на нынешней стадии он самый сильный оппонент лидера предвыборной гонки за президентское кресло Дали Грибаускайте.

Новый лидер литовских социал-демократов Альгирдас Буткявичюс (50 лет), сменивший Гедиминаса Киркиласа в марте этого года, считается одним из лучших экономистов партии. Он дважды (в 2004-2005 годах) занимал пост министра финансов, а в правительстве Киркиласа был министром сообщений. Кандидат социальных наук (с 2008 года). Данные онлайн-опроса, проводимого с начала агитационной компании (с 17 апреля) порталом Alfa, показывают, что на нынешней стадии он самый сильный оппонент лидера предвыборной гонки за президентское кресло Дали Грибаускайте. Альгирдас Буткявичюс дал интервью РИА Новости в преддверии выборов.  Беседовал Владимир Скрипов.

- Участие в президентских выборах, которые пройдут 17 мая, создает необходимость и возможность подумать о самых фундаментальных вопросах обустройства и функционирования власти. Начиная с института  президентства. Какие у вас  мысли и идеи на сей счет?

- Существует много разговоров на счет распределения властей между президентской, парламентской, исполнительской и судебной. Одни говорят, что полномочий не хватает, другие – что достаточно. 

Мне кажется, что основная проблема и задача не в этом, а в том, чтобы отрегулировать отношения между разными институтами власти. В частности, если говорить о президентуре, то наша проблема в том, что она существует как некая обособленная крепость, отчего президент то и дело накладывает вето на решения, принимаемые правительством и сеймом. А это свидетельствует лишь о том, что службы президента плохо взаимодействуют на оперативном уровне с правительством и парламентом.

Существует мнение, что у президента нет реальной власти при формировании правительства, и он только утверждает те кандидатуры, которые выдвигают правящие партии. Но существует разъяснение Конституционного суда, из которого ясно следует, что как избранник народа президент имеет прерогативу утверждать свою волю в этих вопросах. Все это прописано в Конституции, и нет никакой необходимости ее переписывать. Весь вопрос в характере самого президента – ведь если его власть ограничивается, он может и должен публично обратиться за поддержкой к народу.

Если же говорить о парламентской избирательной системе, то я, хоть и сторонник многомандатных выборов, не против и смешанной системы, которая в Литве уже сложилась и никаких особых проблем не вызывает. А то, что власть в глазах общества пользуется низким авторитетом, в значительной степени является как раз его реакцией на то, что она плохо взаимодействует, много энергии тратит на споры и склоки, что лишает ее авторитета и вызывает раздражение людей.

- Вас считают одним из лучших экономистов среди политиков, а уж среди социал-демократов – точно. В последнее время много  выступаете с критикой антикризисных мер, предлагаемых кабинетом во главе с Андрюсом Кубилюсом. Попытайтесь всю ее обобщить концептуально – в чем суть заблуждений правительства правых? И каким видится вам альтернативный курс?

- Прежде всего я противник налоговой реформы в условиях кризиса – за исключением разве что корректировки некоторых льгот. В условиях кризиса не об экономии нужно думать, а всеми способами искать возможности поддержать экономику – не дать ей заглохнуть, не оставить людей без работы. Потому что снижение доходов и увеличение налогов только усугубляет положение, ускоряет движение на дно. Поэтому нужно искать и занимать деньги где угодно, включая и МВФ.

Второе, что бы я сделал, – объявил международные конкурсы на крупные проекты, чтобы они финансировались из частных средств  с обязательством  правительства вернуть деньги через 20 лет и с условием не возвращать их в течение первые трех лет – пока не закончатся трудные времена. При этом, основные средства следует направить в инфраструктуру, поскольку она наиболее емка в плане занятости и доходов.

Таковы три основных принципа, которых следует сегодня придерживаться. Однако правые идут в обратном направлении, повышая налоги и сокращая расходы.

- Став президентом, вы получили бы право принять полномочия у нынешнего премьера и утвердить его заново или отправить в отставку. Что бы вы предприняли в отношении этого правительства?

- Я бы постарался сформировать правительство не партийное, а профессиональное. Естественно, относительно кандидатуры премьера советовался бы с фракциями. Ну, а при назначении министров первым делом смотрел на их компетенцию и в последнюю очередь - на партийную принадлежность.

- Однако, судя по вашей критике курса нынешнего правительства, речь все же идет о смене не просто людей, а о приходе другой политической силы. Но тогда прямой вопрос - а вы, социал-демократы, готовы перенять власть у правых в столь неблагоприятной ситуации?

- Если пришли в политику, значит, всегда должны быть готовы.

- Внешняя политика – главная прерогатива президента. Сравнивая с тем курсом, который проводит Адамкус, в чем возможны расхождения с акцентами, которые внесли бы Вы?

- Будучи сторонником хороших отношений со всеми – как с Западной Европой, так и с Восточной, как с Америкой, так и с другими регионами, я все же полагаю, что наши главные интересы и влияние должны быть в Европе. При этом национальные амбиции не следует понимать как вызовы всей Европе, как это часто случалось, к примеру, в дискуссиях по вопросу о восстановлении партнерства Россия - НАТО.

В отношении восточных соседей, и прежде всего России, должно быть больше прагматизма и взаимного интереса. Как бывший министр сообщений я хорошо представляю себе, каким  важным источником доходов для нас является, например, транзит – автомобильный и железнодорожный – в Калининградскую область. Поэтому, конечно же, никогда не может быть даже намека на шантаж, вроде того, что можем его ограничить, начав ремонт путей.

- Над российско-литовскими отношениями вот уже много лет висит тень от периодически муссируемой темы многомиллиардной компенсации за ущерб, нанесенный Литве в годы советской власти. Думается, что новому президенту также придется реагировать на такого рода  поползновения.

- Думаю, что это из категории вопросов, которые могут только создать негативные реакции, но он никогда не будет реализован.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала