Политический обозреватель РИА Новости Дмитрий Бабич.
С тех пор как у независимой Грузии появились свои президенты, эти несчастные люди постоянно подвергаются покушениям, против них плетутся ужасные заговоры с участием иностранных спецслужб, а грузинские военные так и норовят совершить против своих главнокомандующих государственный переворот.
Правда, в подавляющем большинстве случаев из всех покушений, заговоров и переворотов очередной президент выходит целым и невредимым, зато его политические противники отправляются в лучшем случае в кутузку, а в худшем – на тот свет. Возможно, краткое напоминание о страданиях грузинских руководителей поможет читателю лучше понять смысл и тайные пружины недавнего «военного мятежа» на военной базе в Мухровани в 30 километрах от Тбилиси, раскрытого доблестным президентом Михаилом Саакашвили и его подручными.
Первый президент независимой Грузии Звиад Гамсахурдиа оказался своего рода исключением, став реальной жертвой военного переворота Тенгиза Китовани и Джабы Иоселиани в 1991 году. Правда, переворот этот был делом не столько военных, сколько криминальных элементов.
Эдуард Амвросиевич Шеварднадзе, бывший глава МИД СССР, привезенный все теми же Китовани и Иоселиани из Москвы в начале 1992 года, первое время держался скромно, называя себя не президентом, а просто «главой государства». И пока он был всего лишь «главой», покушений не было. Но на осень 1995 года были назначены президентские выборы, и с приближением их путчи и покушения стали просто витать в воздухе. 29 августа 1995 года рядом с бронированной машиной Шеварднадзе взорвался начиненный взрывчаткой автомобиль. Уже через несколько минут политическая система Грузии стала совсем другой. Главные противники Шеварднадзе, еще остававшиеся в тот момент на свободе, были причислены к заговорщикам и через короткое время отправились за решетку. А Шеварднадзе, удивительным образом давший телевидению интервью в одной майке с порезанным стеклом лицом всего через несколько минут после страшного взрыва, выиграл состоявшиеся в ноябре 1995 года выборы с 75 процентами голосов «за».
«Я в те дни работал в предвыборном штабе Джумбера Патиашвили – главного противника Шеварднадзе на выборах,- вспоминает сегодня Александр Чачия, глава тбилисского Центра по изучению проблем глобализации. – Так вот, на следующий же день Зураб Жвания (будущий спикер парламента Грузии, член триумвирата «революции роз», погибший при загадочных обстоятельствах якобы от угарного газа в тбилисской квартире уже в период правления Саакашвили – прим. автора) огласил список подозреваемых в покушении на Шеварднадзе. Среди них были все активисты нашего предвыборного штаба, а также сам Патиашвили. Начались аресты и ни о какой нормальной предвыборной кампании не могло идти и речи. И даже в этих условиях власть пошла на подтасовки, в результате которых мы проиграли».
Именно тогда, в 1995 году, сложилась классическая формула неудавшегося грузинского военного переворота, впоследствии неоднократно использовавшаяся и Шеварднадзе, и Саакашвили. В ней есть три необходимых элемента. Во-первых, желателен взрыв или обстрел, после которых президент остается цел и невредим. Во-вторых, уже к вечеру того же дня все заговорщики оказываются выявлены и арестованы, а на их квартирах обнаруживается оружие. В-третьих, нити заговора непременно ведут в Россию. В покушении 1995 года был обвинен бывший министр безопасности Игорь Гиоргадзе, объявленный российским шпионом. Дальнейшие покушения и заговоры удивительным образом совпадали по времени с выборами или другими сложными ситуациями, при которых у грузинских президентов падали рейтинги. Судите сами.
9 февраля 1998 года – «мерседес» Шеварднадзе подвергается обстрелу из гранатомета «муха», причем после попадания в машину реактивного снаряда, способного уничтожить танк, семидесятилетний президент даже не испытывает контузии. Он тотчас же дает множество интервью, повышающих его рейтинг в преддверии выборов. Следы злоумышленников ведут куда-то в Северную Осетию, откуда их вылавливают почему-то при помощи «имперской» российской милиции.
Май 1999 года – Служба безопасности Грузии заявляет о раскрытии заговора против Эдуарда Шеварднадзе. Арестованы 12 человек, включая бывшего командующего сухопутными войсками Грузии генерала Гуджара Курашвили. Все они отправляются в тюрьму, поскольку «ставили целью физическое устранение президента страны, главы парламента, силовых министров». Заявления генерала Курашвили о том, что у него и в мыслях такого не было, оставлены без внимания. Внимание общественности отвлечено от событий в Панкисском ущелье, где лютуют чеченские боевики, похищающие людей даже из Тбилиси.
25 мая 2001 года – новая попытка государственного переворота. Батальон национальной гвардии покидает место дислокации и захватывает прославленную в итоге недавних событий базу в Мухровани. Шеварднадзе вступает с мятежниками в переговоры, в результате которых они возвращаются на базу.
Май 2003 года – председатель Тбилисского городского законодательного собрания Михаил Саакашвили сообщает о разработанном при помощи российских спецслужб плане досрочного устранения Шеварднадзе от власти. Среди заговорщиков – министры внутренних дел и госбезопасности, а также госминистр Джорбенадзе – формально второй человек в стране. Цель заговора – предотвратить возможную передачу власти от Шеварднадзе спикеру парламента Зурабу Жвании, которого Саакашвили считает своим союзником.
23 ноября 2004 года – в Грузии происходит «революция роз», в результате которой к власти приходят якобы новые люди. Правда, все три вождя «восстания» – Михаил Саакашвили, Зураб Жвания, Нино Бурджанадзе - обязаны своими политическими карьерами Шеварднадзе.
6 сентября 2006 года – в Тбилиси объявлено о раскрытии заговора, организованного оппозиционным движением «Анти-Сорос». Арестован целый ряд оппозиционных активистов, включая бывшую валькирию национал-демократического движения Ирину Саришвили и членов партии Игоря Гиоргадзе «Справедливость».
Декабрь 2007 года – в заговоре и попытке государственного переворота обвинен самый богатый человек в Грузии и бывший российский телемагнат Бадри Патаркацишвили. Его сторонники, оказывается, планировали, организовать после выборов в январе 2008 года массовые беспорядки и отстранить Саакашвили от власти. Патаркацишвили вскоре скоропостижно умирает в эмиграции.
Март 2009 года – по обвинению в незаконном хранении оружия и попытке дестабилизации ситуации в стране арестованы активисты партии Нино Бурджанадзе «Демократическое движение за единую Грузию». Сама Бурджанадзе заявляет, что не удивится, если у нее дома найдут «наркотики, атомное или химическое оружие».
После всего перечисленного становится ясно, что нынешний «мятеж» на военной базе – еще одно звено в очень длинной цепи заговоров. Невольно закрадывается подозрение, что, увлекшись борьбой со «сталинской Россией», грузинские руководители просмотрели сталинизм в собственной среде. Последние заговоры все больше смахивают даже не на «троцкистско-зиновьевский блок», а на знакомый по фильму «Покаяние» канал от Бомбея до Лондона.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции