Рейтинг@Mail.ru
Иракский парламентарий: Багдад не хочет портить отношения с Россией - РИА Новости, 06.05.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Иракский парламентарий: Багдад не хочет портить отношения с Россией

© РИА Новости / Юлия ТроицкаяЧлен комитета иракского парламента по обороне и безопасности Аббас аль-Байяти
Член комитета иракского парламента по обороне и безопасности Аббас аль-Байяти
Читать ria.ru в
Дзен
О нынешнем состоянии иракской армии и перспективах российско-иракского военного сотрудничества в интервью корреспонденту РИА Новости Юлии Троицкой рассказал член комитета иракского парламента по обороне и безопасности Аббас аль-Байяти.

Приезд иракского премьер-министра Нури аль-Малики в Москву в апреле этого года напомнил о том, что у России с Ираком помимо возможностей для взаимодействия в нефтяной сфере есть еще широкое поле и для военного сотрудничества. На протяжении многих лет Советский Союз был основным поставщиком оружия для иракской армии. Сотрудничество между Москвой и Багдадом в этой сфере было прервано после введения международного эмбарго в отношении Ирака, вызванного иракским вторжением в Кувейт в 1990 году. Однако смена режима в Ираке в 2003 году, создание новой иракской армии, определение сроков вывода американских войск – все эти факторы вновь сделали актуальным вопрос поставок российского оружия в Ирак, где к нему так привыкли.

О нынешнем состоянии иракской армии и перспективах российско-иракского военного сотрудничества в интервью корреспонденту РИА Новости Юлии Троицкой рассказал член комитета иракского парламента по обороне и безопасности Аббас аль-Байяти.

- Что вы можете сказать о нынешнем состоянии иракской армии? Способна ли она взять на себя функции американских войск по обеспечению безопасности в стране после их ухода?

- Возможности иракской армии многократно возросли в течение последних пяти лет, за это время она приобрела опыт и знания. Сейчас военнослужащих иракской армии достаточное количество, во всех иракских провинциях совместно действуют армейские военные, национальная полиция и местная полиция.

Правда, иракская армия пока еще не очень хорошо вооружена. Особенно ощущается нехватка огнестрельного оружия и военно-воздушных средств. Однако проблема обеспечения оружием иракской армии будет решаться в ближайшее время.

Я могу утвердительно ответить на вопрос, способны ли иракские силы обеспечить безопасность в стране после ухода американских войск. Иракская армия сейчас в состоянии, по крайней мере, погасить любые очаги напряженности в каждой провинции страны.

При этом американская помощь по-прежнему будет необходима в определенных сферах в соответствии с теми договоренностями по безопасности, которые были подписаны между правительством Ирака и США. Однако объемы этой помощи и ее виды определяет именно иракская сторона.

- Каковы принципы формирования иракской армии, есть ли в ее рядах люди, которые выступают за принадлежность армии только к определенной конфессиональной, религиозной или этнической группе?

- Что касается формирования иракской армии, мы в этом деле больше нацелены на качество, чем на количество. Мы - демократический режим, который опирается на профессиональную армию. При этом мы соблюдаем международные стандарты, согласно которым соблюдается пропорция – один солдат на 300 человек.

Кроме того, мы хотим обеспечить армию современным оружием, чтобы заменить им «живую силу». Важно, чтобы в задачи иракской армии входили  оборонительные, а не на наступательные функции. Мы не считаем, что какое-либо из соседних государств угрожает безопасности Ирака.

Кроме того, согласно уставу во главе армии стоит гражданское, а не военное руководство, т.е. министр обороны является гражданским человеком. Иракская армия действует в рамках конституции, закона, соблюдает права человека и не вмешивается в политику.

Что касается конфессионального состава военнослужащих, то по иракской конституции в армии страны должны служить все представители иракского народа, и мы не хотим, чтобы она, к примеру, была армией для шиитов или для курдов, или для суннитов. Иракская армия призвана отстаивать интересы страны в целом, однако, возможно, ввиду тех исключительных обстоятельств, которые пришлось пережить нашей стране, в ее воинские структуры действительно попали приверженцы определенных конфессиональных группировок, но министерства внутренних дел и обороны стремятся очистить армейские ряды от этих людей.

- Мы знаем, что Ирак связывает с Россией долгое и крепкое партнерство, готов ли сейчас Ирак поддержать это сотрудничество и активизировать его и до какой степени?

- Отношения между Ираком и Россией крепкие. Возможно, в 70-80-х годах  прошлого века они строились на идеологической основе. Россия была государством, поддерживающим иракские политические  позиции, хорошие политические отношения способствовали сотрудничеству и в других сферах, в том числе в нефтяной, электроэнергетике, области вооружений.

Мы хотим сохранить эти отношения, развивать сотрудничество, особенно в нефтяной и военной сферах.

- Иракская армия долгое время использовала российское оружие. Есть ли планы приобретения вооружения из России в настоящее время? Был ли недавний визит иракского премьер-министра Нури аль-Маляки в Москву шагом в поддержку этого направления?

- В настоящее время российское оружие, поступившее в Ирак из самой России или из Румынии и Сербии, составляет большую часть вооружений иракской армии. Эта ситуация сохранилась и после ввода в страну американских войск в 2003 году. Произошло это потому, что, во-первых, российское оружие обладает хорошими характеристиками, а, во-вторых, иракцы знают, как им пользоваться, а также оно дешевле по сравнению с западными аналогами.

Мы хотим сохранить российское оружие, но в то же время собираемся разнообразить источники поставок вооружения иракской армии. Однако российское оружие в обозримом будущем по-прежнему будет составлять значительную часть вооружений иракской армии. Использование оружия, произведенного другими странами, требует от иракских военных времени и  усилий для обучения.

- Сейчас идут разговоры о закупке российских вооружений для иракской армии, но не напрямую из России, а например, из Румынии, которая участвовала на стороне американских войск в войне против Ирака в 2003 году. Что Вы можете сказать по этому поводу?

- Мы не строим нашу экономическую политику, исходя из позиций той или иной страны в войне 2003 года и поддержки ввода американских войск в Ирак, эта история закончилась. Мы хотим получать российское вооружение, поскольку мы знаем, как его использовать, и для нас не имеет большое значение, поступит оно из России или от других источников.

Что касается того, каким странам мы в этом случае отдадим предпочтение,  зависит от общих интересов, от технических вопросов, но не от политических пристрастий.

Говоря о технических вопросах, я имею в виду, что помимо вооружений мы сможем получить в случае заключения контракта: каике-то дополнительные бесплатные услуги, например, бесплатные запчасти, ремонт, как быстро будут осуществляться поставки.

Я подтверждаю, что никакого предпочтения Румынии перед Россией в этом вопросе не оказывается, то же самое можно сказать и о Сербии. Мы знаем, что Россия – крупное государство, обладающее правом вето в Совете безопасности ООН и не хотим злоупотреблять нашими отношениями с русскими из-за других стран.

- Командующий многонациональными силами в Ираке генерал-лейтенант Рэймонд Одьерно в интервью британской газете «Таймс» указал на возможность продления пребывания американских войск в некоторых иракских городах после 30 июня 2009 года – определенного соглашением по безопасности между Ираком и США срока их вывода из всех населенных пунктов страны, если там не прекратятся акты насилия. Как Вы можете прокомментировать его слова?

- Мы придерживаемся того графика вывода американских войск, который определен в соглашении по безопасности между Ираком и США, и именно иракская сторона решает, как долго они могут находиться в стране, следует ли американцам оставаться здесь дольше, численность американских военнослужащих и места дислокации. Ирак – суверенная страна, и американцы должны придерживаться договоренностей.

Заявления американского командующего касаются ситуации в провинциях Дияла и Мосул, но мы можем подтвердить, что иракская армия способна контролировать ситуацию в этих провинциях, особенно после недавнего формирования  там новых муниципалитетов – местной власти, расклад сил в которых отражает политическую действительность в этих провинциях.

Мы считаем, что это поможет значительно уменьшить число актов насилия в этих районах и, как следствие, приведет к устранению причин для продления присутствия американских войск в этих провинциях.

Заявления генерала мы не воспринимаем иначе, чем через призму договоренностей по безопасности, у нас есть совместный с США комитет для координации военных операций, и он решает оставаться ли этим войскам в Ираке, однако главное, что мы привержены графику их вывода, и не хотим, чтобы какая-либо сторона отклонялась от него.

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала